Домашнее видео. Видеосъёмка.

Эта статья ориентирован на тех, кто делает свои первые шаги в видеосъёмке и уже успел заметить, что чаще всего то, что было снято кажется интересным, только тем, кто запечатлён на этих кадрах. (да и то недолго). А часто бывает, что и самому второй раз смотреть уже не хочется. Как показывает практика, причина такой реакции кроется в очень низком качестве съёмки, которая делает просмотр фильма не только неинтересным, но чаще всего, и крайне утомительным занятием. Меж тем, снять домашнее видео приемлемого качества -  задача не такая уж сложная. Достаточно, для начала, придерживаться нескольких несложных правил. О них мы сейчас и поговорим.

Основные правила видеосъёмки.


1. Освещение

Оптимальное время суток для съёмки в солнечную погоду - утро и ранний вечер. В это время суток тени очень выразительны, а перепады яркостей минимальны. Старайтесь избегать съёмки против солнца.

2. Продолжительность роликов

Не снимайте слишком короткие ролики. Оптимальная продолжительность - 7-9 секунд и более. В любом случае лучше снять ролик длиннее и обрезать его, выбрав лучшее.

3. Компоновка кадра

При съёмке подвижного объекта, заранее позаботьтесь о том, чтобы при его перемещениях он не выходил за пределы кадра.
Не стоит пытаться удерживать снимаемый объект в центре кадра. Тем более не стоит "рассматривать происходящее через камеру", мотая её взад-вперёд - вы не только не дадите возможность зрителю рассмотреть происходящее, но и сильно напряжёте его глаза. Если объект периодически перемещается в разные стороны - отойдите на расстояние достаточное, чтобы он не выходил за пределы кадра, а сам кадр, по возможности держите, неподвижным. Если же снимаемый объект явно выходит из кадра, сместите камеру на него очень плавным и неторопливым движением. Даже если за пределами кадра происходит что-то интересное, то на болтающемся изображении всё равно ничего рассмотреть толком не удастся.


пример 1: вы снимаете компанию. В этот момент кто-то за кадром падает. Первое инстинктивное желание - резко "мотнуть" камеру на новый объект. Решение ошибочное, потому, что объект уже упал и момент его падения вы всё равно пропустили, а вот смотреться этот рывок будет плохо. Просто плавно поверните камеру на происходящее

пример 2: вы снимаете компанию. В этот момент на краю кадра кто-то падает. Совершенно не стоит тут же смещать камеру туда, тем более резко. Во первых, человек не смотрит на телевизор точно по центру и с одинаковым успехом может рассматривать и то что в центре и то что на краях. А вот при "скачущем" изображении он скорее всего не сможет рассмотреть вообще ничего. Медленно и плавно переведите камеру на новый объект только в случае необходимости. Не торопитесь зуммировать новое место событий.

4. Дрожание

Дрожание камеры во время съёмки - бич всех начинающих видео-любителей. Если нет возможности использовать штатив - попробуйте использовать имеющиеся рядом предметы в качестве дополнительной опоры. Подключите камеру к телевизору, чтобы видеть, что она снимает и поэкспериментируйте с положением рук и камеры, добиваясь устойчивости. Попробуйте пользоваться зумом . Попробуйте упереть локти в тело, чтобы получить более устойчивую опору.


5. Зум

Во время съёмки пользоваться зумом нежелательно вообще. По крайней мере до приобретения определённого навыка. Установите нужное увеличение и скомпонуйте кадр ещё до того, как нажмёте кнопку "Запись". При этом следует учитывать, что объекты съёмки иногда имеют свойство перемещаться. Не увлекайтесь крупными планами. Не забывайте, что снять качественно без штатива, на любительскую камеру даже при среднем увеличении объектива почти не реально. Никакая система стабилизации не спасёт. Вместо увеличения лучше подойдите к объекту поближе (если позволяет ситуация). Кстати, чем ближе вы подойдёте к объекту съёмке, тем чище и громче запишется его звук. Если есть необходимость - двигайте зум плавно, до необходимого минимума.


пример: снимаем ребёнка. хотим показать его крупнее. Быстро увеличиваем зум. Кадр начинает болтаться, а ребёнок периодически "вываливаться" из кадра. Становится понятно,что увеличение великовато, и зум начинаем двигать назад. Некоторые умудряются повторять эту процедуру многократно на одном сюжете. Как результат - ролик, который смотреть и утомительно и неинтересно.

6. Панорама

Наиболее типичная ошибка при съёмке панорам - слишком быстрая проводка. Не торопитесь. Дайте зрителю рассмотреть то, что вы хотели запечатлеть. Учтите, что при быстрой проводке изображение ещё и смазывается. Стабилизатор при этом лучше выключить.

7. Что дальше?

Теперь осталось включить телевизор с любой передачей или фильмом и просто понаблюдать за тем как движется и что снимает камера, как используется зум и какова продолжительность сюжетов.  Вот небольшая подборка советов, которые даёт  Питер Уорд (Peter Ward) в своей книге "Композиция кадра в кино и на телевидении":

  • Камера превращает трехмерное изображение в двумерное. Постарайтесь скомпенсировать потерю третьего измерения, найдя способ как-то выразить глубину композиции.
  • Старайтесь не делить кадр на отдельные области сильными вертикальными или горизонтальными элементами, если это не требуется для получения какого-то специального эффекта.
  • Проверяйте получившееся изображение, в особенности детали заднего плана (чтобы из голов субъектов на переднем плане не росли столбы или каминные трубы заднего плана).
  • Держите основное действие подальше от границ кадра, но избегайте повторяющихся кадров, снятых «в лоб», симметричных, снятых с центром на уровне глаз.
  • Отодвигайте доминанту интереса от центра кадра и балансируйте это менее важными элементами.
  • Заполняйте кадр чем-либо интересным и избегайте больших ровных поверхностей, существующих в кадре только потому, что он такой широкий. Если нужно, займите часть кадра какой-либо деталью, чтобы сделать композицию сцены более интересной.
  • Выделяйте самый важный объект его расположением в кадре и путем соответствующего использования заднего плана, угла объектива, высоты камеры, фокуса, размера кадра, движения камеры и т. д. Добивайтесь того, чтобы глаза зрителей были прикованы к самой значимой точке кадра, и старайтесь, чтобы в кадре не было других визуальных элементов, конфликтующих с главным объектом.
  • Композицией можно управлять с помощью выбора точки фокусировки. Перевод фокуса из одной плоскости в другую переводит внимание без сдвига кадра.
  • Вводите элементы таинственности в видимую сцену, практикуйте сюрпризы. Но имейте в виду, что чем сильнее визуальный эффект, тем реже его следует применять. Часто повторяемые наезды или отъезды приводят к ослаблению их воздействия и потере интереса к ним. 
  • Не спешить с включением камеры, не будучи уверенным в достаточной освещенности объекта и возможности качественного приема звука.
  • Помнить о наличии штатива и выносного микрофона. Съемку с рук и использование встроенного микрофона оправдывает лишь оперативный или иной, обусловленный замыслом, характер съемки.
  • Панорамные кадры обязаны иметь достаточной длины статику в начале и в конце кадра каждого плана.
  • Проходы героев желательно заканчивать их выходом из кадра, что облегчает построение монтажной фразы. Это касается любых движущихся объектов: животных, автомобилей и прочее.
  • Движущийся в кадре человек должен иметь законченные фразы движения, и вообще кадры с движущимися объектами желательно снимать длинными планами.
  • Пластика панорамного кадра обусловлена темпо-ритмом и настроением, как всего фильма, так и конкретного эпизода.
  • Характер исполнения панорамы, композиционное ее решение, да и само направление панорамного движения определяется не "характером" оператора, а смысловым и пластическим содержанием эпизода.
  • При съемке занятых какой-либо деятельностью людей, а также природных ландшафтов и задействованных в них животных панорамы не только позволительно, но желательно исполнять с некоторыми "приостановками", что позволяет лучше разглядеть происходящее и сделать некие акценты. В этом случае механическая "оглядка" явно уступит место осмысленному "обзору".
  • При съемке длинных проходов необходимо делать время от времени хотя бы краткосрочные задержки на тех или иных объектах, деталях, лицах людей, попадающих в кадр.
  • Это обстоятельство дает режиссеру возможность в последующем монтаже прервать в нужном месте затянувшийся проход, а не отказываться вовсе от этого самого кадра из-за непозволительной длины прохода героя или долгого панорамного движения камеры.
  • Телевизионный кадр диктует максимальное использование "первого плана" не только при съемке масштабных, пространственных и панорамных кадров.
  • Съемка героев в живой "жизненной" среде при наличии "первого плана" создает некий "эффект наблюдения со стороны", впечатление случайно подсмотренного кадра.
  • Ставка на крупные планы! Она оправдана не только спецификой телевизионного экрана, возможностью всмотреться в суть происходящего в кадре, заглянуть в глаза герою.

 

8. Начинаем дружить с простейшими программами видеомонтажа.

Роден говорил о своём творчестве - "Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее". В процессе создания домашнего видео можно и нужно поступать также. Далеко не всё, что было снято стоит оставлять в конечном ролике. Надо вырезать всё лишнее, оставив только то, что реально интересно.

Однажды, после поездки в отпуск, мне пришлось собирать один ролик с трёх видеокассет снятых трёмя разными людьми на три видеокамеры. На каждом из этих роликов было минимум по 4 панорамы места, где мы отдыхали. И самое смешное даже не то, что если бы просто собрать в кучу всё снятое то пришлось минимум 12 раз посмотреть одно и то же. Самое смешное, что ни одну из этих панорам нельзя было смотреть без слёз. Так что ножницы и резать, резать и резать. Отсекая всё лишнее. Но об этом в следующей статье.


Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   

Добавить комментарий
X
ИМЯ: EMAIL:

Сколько будет 64+6? Введите проверочный код


Комментариев к статье: 0
Copyright © Ян Середа, 2000-2012.
Site powered by IndigoCMS 2.5
Страница сгенерирована за 0.011 сек.