Первая стратегическая ракета С.П.Королева

Трудно поверить, что уже более полувека прошло со времени описываемых ниже событий.
Успешная работа двигателистов ОКБ - 456 В.П.Глушко по дальнейшему форсированию двигателя РД-102 ракеты Р-2, позволила коллективу ОКБ-1 С.П.Королева одновременно с летными испытаниями ракеты Р-2 начать разработку новой БРДД - ракеты Р-5 с дальностью стрельбы 1200 км.
В отличии от своей предшественницы она была выполнена по бесстабилизаторной схеме с двумя несущими топливными баками из алюминиевого сплава.
Новый ЖРД, получивший индекс РД-103, имел ряд конструктивных изменений: на сопло была установлена специальная насадка, повышавшая тягу двигателя с возрастанием высоты; была введена насосная подача перекиси водорода; существенно модернизирована система автоматики запуска и управления. В качестве компонентов ракетного топлива использовался 92% этиловый спирт и кислород.
На ракете применили комбинированную систему управления с добавлением канала боковой радиокоррекции, выполненную коллективом НИИ-885 Н.А.Пилюгина.
Большой объем работ был проведен коллективом В.П.Бармина по наземному стартовому, заправочному и вспомогательному оборудованию и В.И.Кузнецова по комплексу командных приборов.
Отделяемая моноблочная головная часть (ГЧ) имела теплозащитное покрытие и заряд обычного взрывчатого вещества (ВВ) весом 1000 кг. Кроме этого, предусматривалось применение подвесных (двух или четырех) ГЧ при соответствующем уменьшении дальности стрельбы.
Ракета Р-5. Подготовка к пуску. Стартовая масса ракеты составляла 28,6 тонны (в том числе топлива 23,9 тонны), длина 20,7 м, диаметр 1,65 м.
Летные испытания ракеты Р-5 проводились на Государственном центральном полигоне (Капустин Яр) в несколько этапов: первый в период март-май 1953 года. Всего было произведено 8 пусков: два пуска на дальность 270 км; один на 550 км; пять на дальность 1200 км. Из восьми ракет две не достигли цели.
Председателем Государственной комиссии по летным испытаниям был назначен генерал-лейтенант артиллерии П.А.Дегтярев.
Результаты первого этапа испытаний были оценены положительно, однако выявили существенный недостаток в конструкции ракеты - она оказалась статически неустойчивой в полете из-за отказа от использования стабилизаторов, имевших большой вес и большое аэродинамическое сопротивление. Из-за этого автомат стабилизации, газовые и воздушные рули с трудом удерживали ракету в нужном положении на траектории полета. Кроме того, конструкция ракеты оказалась подверженной продольным колебаниям, что могло привести к разрушению ее конструкции на конечном этапе разгона.
Разработчиками была проведена доработка конструкции ракеты, системы управления, узлов и агрегатов. Результаты доработок были подтверждены на втором этапе летных испытаний в октябре-декабре 1953 года. Из 7 пусков только 1 ракета не достигла цели.
Летные испытания в 1953 году на полигоне проводились испытательным управлением №1 ГЦП (начальник управления генерал-майор артиллерии В.Ф.Головчанский) на площадке №4, где ранее испытывалась ракета Р-2.
В 1954 году для дальнейших испытаний ракеты Р-5 была введена в эксплуатацию новая площадка №4Н (новая), состоящая из нескольких отдельных объектов: площадка №20 - большой монтажно-испытательный корпус (МИК), позволявший одновременно работать с двумя ракетами, и служебное здание управления; площадка №21 - стартовая площадка с бункером управления пуском ракеты; два отдельных здания "В-1" и "В-2" для работы с аппаратурой ядерного заряда и снаряжения им ГЧ. Только эти два сооружения имели сплошной забор и особый режим допуска (в отличии от приведенного в некоторых публикациях).
Личный состав испытательной части и представители промышленности размещались на административно-жилой площадке (в 1 км от площадки №20), где были штаб части, казармы, столовые, гостиница и другие хозяйственные сооружения.
Работы в районах падения ракет на дальностях 270, 550 и 1200 км осуществлялись штатными отдельными испытательными станциями (ОИС). При летных испытаниях ракет Р-5 большой объем работ был выполнен ОИС на дальности 1200 км (район Аральска), где начальником станции был полковник П.П.Щербаков. Кроме обычного объема работ по поиску, обследованию и топогеодезической привязке мест падения ГЧ и корпуса ракет на этой ОИС определялась боевая эффективность ракет с ГЧ, снаряженных обычными ВВ. Для этого район падения ГЧ оснащался специальными импульсомерными датчиками, показания которых снимались и обрабатывались.
Третий этап летных испытаний проходил с августа 1954 г. по февраль 1955 г. Всего было осуществлено 19 пусков - девять пристрелочных и десять зачетных. Две ракеты не достигли цели.
Испытания ракет проводились днем и ночью, зимой и летом. Трудно передать то огромное напряжение физических и моральных сил, которое требовалось от каждого участника испытаний…
Итогом летных испытаний ракеты Р-5 явилось доведение ее надежности до требуемого уровня.
Однако боевая эффективность ГЧ с обычным ВВ была низкой.
Постановлением Правительства от 10 апреля 1954 г. предусматривалась разработка модернизированной ракеты Р-5М для доставки атомного заряда на дальность 1200 км.
При этом разработчикам необходимо было решить ряд задач:
создать более короткую коническую ГЧ, обеспечивающую уменьшение скорости встречи ГЧ с земной поверхностью в два раза; повысить надежность за счет резервирования главных блоков аппаратуры системы управления; предусмотреть стыковку автоматики заряда с системами ракеты; изменить комплекс наземного оборудования с целью сокращения трудоемкости подготовки ракеты к пуску, тем самым повысив ее боевую готовность.
Первый этап летных испытаний ракеты Р-5М проводился с января по июль 1955 года. Было проведено 14 пусков, одна ракета не достигла цели.
Заключительный этап летных испытаний ракеты Р5-М проходил в августе - ноябре 1955 г. Из 10 пусков 8 были нормальными.
На этом этапе к испытаниям подключилась бригада специалистов - атомщиков, возглавляемая А.П.Павловым. Их задачей было практически оценить работоспособность автоматики ядерного заряда. Для этого в ГЧ на месте размещения ядерного заряда устанавливали круглую стальную плиту весом 80 кг с укрепленными на ней детонаторами, оставлявшими на плите следы от взрывов, характеризующих срабатывание соответствующих устройств заряда.
После падения ГЧ плита из воронки извлекалась и доставлялась на площадку "В-1" полигона для дешифровки. Первый пуск ракеты с ГЧ, снаряженный плитой принес неприятности ОИС и автору этих строк, отвечавшего за работу ОИС: все попытки извлечь плиту из воронки оказались безуспешными - она ушла на глубину нескольких метров в песчаный "плывун". Следующий пуск ракеты был задержан. Пришлось найти в квадрате падения более подходящий участок местности и изменить точку прицеливания. При последующем пуске ракеты плита была благополучно извлечена.
ГЦП интенсивно готовился к последним, зачетным пускам. Это было отчасти вызвано заменой ряда опытных испытателей из-за отправки в июне 1955 года группы офицеров (50 человек) на формирование 5НИИП МО (Тюра-Там), в том числе: А.А.Васильева, А.И.Носова, В.А.Бокова, А.Ф.Коршунова, Н.Г.Мерзлякова, С.Д.Корнеева, Ф.Е.Пушкина, Н.И.Кулепетова и других.
Замена убывших испытателей была осуществлена внутренней перестановкой офицеров испытательного управления и испытательной части с включением молодых офицеров, прибывших на полигон в конце 1954 года по окончании годичной переподготовки в артиллерийской академии.
В сентябре 1955 года офицеры полигона: Н.Н.Орлов, В.И.Чепа, С.Г.Гусаченко, А.С.Волков и К.В.Грузевич во главе с генерал-полковником артиллерии В.И.Вознюком (это высокое звание было присвоено Василию Ивановичу в августе 1955 года) прибыли в Управление Начальника реактивного вооружения для разработки и согласования необходимых документов для пуска ракеты с ядерным зарядом.
В октябре этого же года полигон посетил Маршал Советского Союза Г.К.Жуков, ознакомившийся с ходом подготовки к пуску этой ракеты. Ему были продемонстрированы также пуски ракет Р-1.
В январе 1956 года на полигон прибыли Д.Ф.Устинов, Маршал артиллерии М.И.Неделин, атомщики Г.М.Зернов и Е.А.Негин, генерал-лейтенант артиллерии П.А.Дегтярев и другие участники этих испытаний.
К зачетным испытаниям были представлены 5 ракет. Первый пуск состоялся 20 января 1956 года. Этот пуск и 3 последующих прошли нормально. Оставался последний, пятый пуск с ядерным зарядом.
Вряд ли кто из принимавших участие в подготовке этого пуска не волновался, в том числе и С.П.Королев, который не уходил из МИКа и со стартовой позиции в течение всего цикла подготовки ракеты к пуску.
Морозным утром 2 февраля 1956 года ракета Р-5М оторвалась от пускового стола…
Операции было присвоено наименование "Байкал". С ОИС пришел доклад: "Байкал видели" - это означало, что ядерный взрыв произошел в расчетной точке квадрата падения.
Уровни радиации в районе взрыва были измерены: с вертолетов- офицерами полигона С.Г.Гусаченко и И.А.Хилько; непосредственно на земле - начальником поисковой группы ОИС В.Г.Ревизором. Какую дозу радиации они при этом получили неизвестно…
Ракетный комплекс (РК) с ракетой Р-5М был принят на вооружение 21 июня 1956 года. Появление в Вооруженных Силах СССР РК с ракетой Р-5М существенно усиливало оборонную мощь страны.
Все члены Совета Главных Конструкторов: С.П.Королев, В.П.Глушко, Н.А.Пилюгин, М.С.Рязанский, В.И.Кузнецов и В.П.Бармин стали Героями Социалистического Труда. Генерал В.И.Вознюк был награжден орденом Ленина. Правительственные награды были вручены большому числу разработчиков ракеты и испытателей полигона.
ОКБ-1, следуя своей традиции, в это время уже работало над созданием новой межконтинентальной ракеты. В районе Тюра-Там полным ходом шло строительство нового полигона для испытаний этой ракеты. ГЦП и тут не остался в стороне: в 1956 году были запущены 10 ракет Р-5М РД (регулируемый двигатель), для проверки работоспособности новых агрегатов двигательной установки этой ракеты.
Вооружение пяти инженерных бригад Резерва Верховного Главного Командования последовательно переводилось на ракеты Р-5М. В 1959 году первыми заступили на боевое дежурство РК с ракетой Р-5М ракетные дивизионы (переформированные вскоре в ракетные полки) - 10 мая полковника И.А.Куракова и 1 октября подполковника Б.М.Спрыскова.
РК с ракетой Р-5М состоял на вооружении на протяжении 10 лет.


В.И.Чепа, полковник в отставке,
ветеран ГЦП с 1949 года


Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   
Выкуп кредитных авто и еще .
Copyright © Ян Середа, 2000-2012.
Site powered by IndigoCMS 2.5
Страница сгенерирована за 0.011 сек.