Первая стратегическая ракета С.П.Королева
Трудно поверить, что уже более полувека прошло со времени описываемых ниже
событий.
Успешная работа двигателистов ОКБ - 456 В.П.Глушко по дальнейшему форсированию
двигателя РД-102 ракеты Р-2, позволила коллективу ОКБ-1 С.П.Королева одновременно
с летными испытаниями ракеты Р-2 начать разработку новой БРДД - ракеты Р-5
с дальностью стрельбы 1200 км.
В отличии от своей предшественницы она была выполнена по бесстабилизаторной
схеме с двумя несущими топливными баками из алюминиевого сплава.
Новый ЖРД, получивший индекс РД-103, имел ряд конструктивных изменений: на
сопло была установлена специальная насадка, повышавшая тягу двигателя с возрастанием
высоты; была введена насосная подача перекиси водорода; существенно модернизирована
система автоматики запуска и управления. В качестве компонентов ракетного
топлива использовался 92% этиловый спирт и кислород.
На ракете применили комбинированную систему управления с добавлением канала
боковой радиокоррекции, выполненную коллективом НИИ-885 Н.А.Пилюгина.
Большой объем работ был проведен коллективом В.П.Бармина по наземному стартовому,
заправочному и вспомогательному оборудованию и В.И.Кузнецова по комплексу
командных приборов.
Отделяемая моноблочная головная часть (ГЧ) имела теплозащитное покрытие и
заряд обычного взрывчатого вещества (ВВ) весом 1000 кг. Кроме этого, предусматривалось
применение подвесных (двух или четырех) ГЧ при соответствующем уменьшении
дальности стрельбы.
Стартовая
масса ракеты составляла 28,6 тонны (в том числе топлива 23,9 тонны), длина
20,7 м, диаметр 1,65 м.
Летные испытания ракеты Р-5 проводились на Государственном центральном полигоне
(Капустин Яр) в несколько этапов: первый в период март-май 1953 года. Всего
было произведено 8 пусков: два пуска на дальность 270 км; один на 550 км;
пять на дальность 1200 км. Из восьми ракет две не достигли цели.
Председателем Государственной комиссии по летным испытаниям был назначен генерал-лейтенант
артиллерии П.А.Дегтярев.
Результаты первого этапа испытаний были оценены положительно, однако выявили
существенный недостаток в конструкции ракеты - она оказалась статически неустойчивой
в полете из-за отказа от использования стабилизаторов, имевших большой вес
и большое аэродинамическое сопротивление. Из-за этого автомат стабилизации,
газовые и воздушные рули с трудом удерживали ракету в нужном положении на
траектории полета. Кроме того, конструкция ракеты оказалась подверженной продольным
колебаниям, что могло привести к разрушению ее конструкции на конечном этапе
разгона.
Разработчиками была проведена доработка конструкции ракеты, системы управления,
узлов и агрегатов. Результаты доработок были подтверждены на втором этапе
летных испытаний в октябре-декабре 1953 года. Из 7 пусков только 1 ракета
не достигла цели.
Летные испытания в 1953 году на полигоне проводились испытательным управлением
№1 ГЦП (начальник управления генерал-майор артиллерии В.Ф.Головчанский) на
площадке №4, где ранее испытывалась ракета Р-2.
В 1954 году для дальнейших испытаний ракеты Р-5 была введена в эксплуатацию
новая площадка №4Н (новая), состоящая из нескольких отдельных объектов: площадка
№20 - большой монтажно-испытательный корпус (МИК), позволявший одновременно
работать с двумя ракетами, и служебное здание управления; площадка №21 - стартовая
площадка с бункером управления пуском ракеты; два отдельных здания "В-1"
и "В-2" для работы с аппаратурой ядерного заряда и снаряжения им
ГЧ. Только эти два сооружения имели сплошной забор и особый режим допуска
(в отличии от приведенного в некоторых публикациях).
Личный состав испытательной части и представители промышленности размещались
на административно-жилой площадке (в 1 км от площадки №20), где были штаб
части, казармы, столовые, гостиница и другие хозяйственные сооружения.
Работы в районах падения ракет на дальностях 270, 550 и 1200 км осуществлялись
штатными отдельными испытательными станциями (ОИС). При летных испытаниях
ракет Р-5 большой объем работ был выполнен ОИС на дальности 1200 км (район
Аральска), где начальником станции был полковник П.П.Щербаков. Кроме обычного
объема работ по поиску, обследованию и топогеодезической привязке мест падения
ГЧ и корпуса ракет на этой ОИС определялась боевая эффективность ракет с ГЧ,
снаряженных обычными ВВ. Для этого район падения ГЧ оснащался специальными
импульсомерными датчиками, показания которых снимались и обрабатывались.
Третий этап летных испытаний проходил с августа 1954 г. по февраль 1955 г.
Всего было осуществлено 19 пусков - девять пристрелочных и десять зачетных.
Две ракеты не достигли цели.
Испытания ракет проводились днем и ночью, зимой и летом. Трудно передать то
огромное напряжение физических и моральных сил, которое требовалось от каждого
участника испытаний…
Итогом летных испытаний ракеты Р-5 явилось доведение ее надежности до требуемого
уровня.
Однако боевая эффективность ГЧ с обычным ВВ была низкой.
Постановлением Правительства от 10 апреля 1954 г. предусматривалась разработка
модернизированной ракеты Р-5М для доставки атомного заряда на дальность 1200
км.
При этом разработчикам необходимо было решить ряд задач:
создать более короткую коническую ГЧ, обеспечивающую уменьшение скорости встречи
ГЧ с земной поверхностью в два раза; повысить надежность за счет резервирования
главных блоков аппаратуры системы управления; предусмотреть стыковку автоматики
заряда с системами ракеты; изменить комплекс наземного оборудования с целью
сокращения трудоемкости подготовки ракеты к пуску, тем самым повысив ее боевую
готовность.
Первый этап летных испытаний ракеты Р-5М проводился с января по июль 1955
года. Было проведено 14 пусков, одна ракета не достигла цели.
Заключительный этап летных испытаний ракеты Р5-М проходил в августе - ноябре
1955 г. Из 10 пусков 8 были нормальными.
На этом этапе к испытаниям подключилась бригада специалистов - атомщиков,
возглавляемая А.П.Павловым. Их задачей было практически оценить работоспособность
автоматики ядерного заряда. Для этого в ГЧ на месте размещения ядерного заряда
устанавливали круглую стальную плиту весом 80 кг с укрепленными на ней детонаторами,
оставлявшими на плите следы от взрывов, характеризующих срабатывание соответствующих
устройств заряда.
После падения ГЧ плита из воронки извлекалась и доставлялась на площадку "В-1"
полигона для дешифровки. Первый пуск ракеты с ГЧ, снаряженный плитой принес
неприятности ОИС и автору этих строк, отвечавшего за работу ОИС: все попытки
извлечь плиту из воронки оказались безуспешными - она ушла на глубину нескольких
метров в песчаный "плывун". Следующий пуск ракеты был задержан.
Пришлось найти в квадрате падения более подходящий участок местности и изменить
точку прицеливания. При последующем пуске ракеты плита была благополучно извлечена.
ГЦП интенсивно готовился к последним, зачетным пускам. Это было отчасти вызвано
заменой ряда опытных испытателей из-за отправки в июне 1955 года группы офицеров
(50 человек) на формирование 5НИИП МО (Тюра-Там), в том числе: А.А.Васильева,
А.И.Носова, В.А.Бокова, А.Ф.Коршунова, Н.Г.Мерзлякова, С.Д.Корнеева, Ф.Е.Пушкина,
Н.И.Кулепетова и других.
Замена убывших испытателей была осуществлена внутренней перестановкой офицеров
испытательного управления и испытательной части с включением молодых офицеров,
прибывших на полигон в конце 1954 года по окончании годичной переподготовки
в артиллерийской академии.
В сентябре 1955 года офицеры полигона: Н.Н.Орлов, В.И.Чепа, С.Г.Гусаченко,
А.С.Волков и К.В.Грузевич во главе с генерал-полковником артиллерии В.И.Вознюком
(это высокое звание было присвоено Василию Ивановичу в августе 1955 года)
прибыли в Управление Начальника реактивного вооружения для разработки и согласования
необходимых документов для пуска ракеты с ядерным зарядом.
В октябре этого же года полигон посетил Маршал Советского Союза Г.К.Жуков,
ознакомившийся с ходом подготовки к пуску этой ракеты. Ему были продемонстрированы
также пуски ракет Р-1.
В январе 1956 года на полигон прибыли Д.Ф.Устинов, Маршал артиллерии М.И.Неделин,
атомщики Г.М.Зернов и Е.А.Негин, генерал-лейтенант артиллерии П.А.Дегтярев
и другие участники этих испытаний.
К зачетным испытаниям были представлены 5 ракет. Первый пуск состоялся 20
января 1956 года. Этот пуск и 3 последующих прошли нормально. Оставался последний,
пятый пуск с ядерным зарядом.
Вряд ли кто из принимавших участие в подготовке этого пуска не волновался,
в том числе и С.П.Королев, который не уходил из МИКа и со стартовой позиции
в течение всего цикла подготовки ракеты к пуску.
Морозным утром 2 февраля 1956 года ракета Р-5М оторвалась от пускового стола…
Операции было присвоено наименование "Байкал". С ОИС пришел доклад:
"Байкал видели" - это означало, что ядерный взрыв произошел в расчетной
точке квадрата падения.
Уровни радиации в районе взрыва были измерены: с вертолетов- офицерами полигона
С.Г.Гусаченко и И.А.Хилько; непосредственно на земле - начальником поисковой
группы ОИС В.Г.Ревизором. Какую дозу радиации они при этом получили неизвестно…
Ракетный комплекс (РК) с ракетой Р-5М был принят на вооружение 21 июня 1956
года. Появление в Вооруженных Силах СССР РК с ракетой Р-5М существенно усиливало
оборонную мощь страны.
Все члены Совета Главных Конструкторов: С.П.Королев, В.П.Глушко, Н.А.Пилюгин,
М.С.Рязанский, В.И.Кузнецов и В.П.Бармин стали Героями Социалистического Труда.
Генерал В.И.Вознюк был награжден орденом Ленина. Правительственные награды
были вручены большому числу разработчиков ракеты и испытателей полигона.
ОКБ-1, следуя своей традиции, в это время уже работало над созданием новой
межконтинентальной ракеты. В районе Тюра-Там полным ходом шло строительство
нового полигона для испытаний этой ракеты. ГЦП и тут не остался в стороне:
в 1956 году были запущены 10 ракет Р-5М РД (регулируемый двигатель), для проверки
работоспособности новых агрегатов двигательной установки этой ракеты.
Вооружение пяти инженерных бригад Резерва Верховного Главного Командования
последовательно переводилось на ракеты Р-5М. В 1959 году первыми заступили
на боевое дежурство РК с ракетой Р-5М ракетные дивизионы (переформированные
вскоре в ракетные полки) - 10 мая полковника И.А.Куракова и 1 октября подполковника
Б.М.Спрыскова.
РК с ракетой Р-5М состоял на вооружении на протяжении 10 лет.
В.И.Чепа, полковник в отставке,
ветеран ГЦП с 1949 года