Первая ракета С.П.Королева

После проведенных впервые пусков баллистических ракет дальнего действия (БРДД) ФАУ-2 типа А-4 в октябре 1947 года на Государственном центральном полигоне (Капустин Яр), министр вооружений Устинов Д. Ф. и начальник отдела НИИ-88 этого же министерства Королев С. П. были приглашены в Кремль. Королев С. П. доложил о результатах проведенных пусков ракет ФАУ-2, эскизных проработках новой ракеты Р-2.
Сталин сдержанно воспринял доклад Королева: «Сначала надо завершить работы по Р-1».- Это было его решение. Оно было продиктовано необходимостью быстрейшего задействования КБ, НИИ, заводов, выделенных для развертывания в стране новой отрасли промышленности - ракетостроения. Заводы не могли простаивать, пока будут получены положительные результаты испытаний новой ракеты. Поэтому и была принята ракета Р-1 (ФАУ-2 отечественного производства) в качестве первого живого образца, в процессе освоения которой была бы налажена необходимая кооперация разработчиков, отработана технология производства подобного рода изделий.
В чем же состояло конструктивное отличие ракеты Р-2 от Р-1? Основное - в отделении головной части от корпуса в конце активного участка полета, чем решалось множество задач: снижалось требование к прочности корпуса ракеты, так как исключалась необходимость в нем на пассивном участке траектории, где тепловые нагрузки были значительно больше, чем на активном участке;
вышеуказанное, в свою очередь, позволяло применять алюминиевые сплавы вместо стали на баке горючего и использовать его несущим - как корпус, а также отказаться от теплозащиты. Это выявило разительные достоинства новой конструктивной схемы: масса незаправленной ракеты Р-2 была только на 350 кг больше массы незаправленной ракеты Р-1, притом стартовый вес первой был на 7 тонн больше, чем достигалась дальность стрельбы 600 км, против 300 у ракеты Р-1.
Компоновка ракеты Р-2 предусматривала расположение приборного отсека непосредственно над хвостовым отсеком, а не возле головной части, как у ракеты Р-1. Это существенно облегчало обслуживание аппаратуры системы управления. Указанные работы были выполнены коллективом ракетчиков С. П. Королева.
Коллективом двигателистов В. П. Глушко была проведена работа по форсированию двигателя РД-100 ракеты Р-1 по тяге на 7 тонн и другие изменения, в результате для ракеты Р-2 был изготовлен новый двигатель РД-101.
Коллектив управленцев Н. А. Пилюгина и М. С. Рязанского разработал новую систему автономного управления ракетой, включая и применение системы боковой радиокоррекции (БРК) в полете. Коллективом автономщиков В. И. Кузнецова были разработаны новые гироприборы. Изменение габаритов ракеты Р-2 по сравнению с Р-1, новая компоновка приборного отсека потребовали от коллектива В. П. Бармина разработки новой системы наземного оборудования, обеспечивающей мобильность и безотказность действия всех агрегатов. 25 мая 1949 года на полигоне был впервые в СССР проведен вертикальный пуск экспериментальной ракеты Р-1А, с целью отработки для ракеты Р-2 принципов отделения ГЧ: определения характера изменения тяги двигателя после его выключения для выбора момента отделения ГЧ и расчета необходимой отталкивающей ГЧ силы. В ГЧ, кроме того, устанавливались два контейнера с научной аппаратурой для исследования параметров верхних слоев атмосферы и прохождения в них дециметровых и сантиметровых радиоволн. Контейнеры спасались при помощи парашютных систем. Всего было четыре пуска на высоту 110 и 210 км. Это были первые шаги на пути исследования Космоса.


Ветераны-испытатели ракетной техники (первый слева Чепа В.И.)

В сентябре 1949 года на стартовую площадку полигона (пл. № 4) была доставлена ракета нового типа Р-2Э (экспериментальная). Это был первый отечественный образец, выполненный по новой конструктивной схеме. За два осенних месяца 1949 года было проведено 5 пусков этой ракеты, которые подтвердили работоспособность систем и агрегатов, надежность конструкции, правильность исходных теоретических предпосылок. В период 1950 - 1951 годов было проведено 30 летно-конструкторских пусков ракеты Р-2, из которых 24 были удачными. Надежность ракеты составила 80%. 27 ноября 1951 года ракетный комплекс с ракетой Р-2 был принят на вооружение. В 1952 году на полигоне были проведены 14 пусков серийных ракет Р-2, изготовленных на Днепропетровском ракетном заводе (предшественнике Южмаша). Из числа пущенных ракет две ракеты не достигли цели. Надежность серийных ракет составила 86%. Восемь ракет были пущены стартовыми расчетами 22 бригады особого назначения РВГК по плану учебно-боевых пусков. Пуски ракет Р-1А и Р-2, начиная с 1949 года, осуществлялись личным составом 1-го испытательного управления полигона, которое с января 1949 года возглавлял генерал-майор Тверецкий А. Ф. Вместе с ним из 22 бригады особого назначения РВГК в штат полигона пришел ряд опытных ракетчиков-испытателей: Трегуб Я. И., Носов А. И., Костальев В. В., Смирницкий Н. Н., Меньшиков В. И., Баврин В. А., Орлов Н. Н., Обухов К. А., Рождественский А.Т., Дядин Г. В., Пушкин Ф. Е., Эккер Г. Г. и другие.
Руководство всем ходом организации и обеспечения опытно - испытательных работ полигонными службами осуществлялось начальником ГЦП генерал-лейтенантом Вознюком В. И., начальником штаба полигона генерал - майором Павловым А. Ф., офицерами штаба и служб: Аксеновым А. А., Тарасовым Н. И., Грузд Д. А., Крючниковым Н. Т., Метелицей Я. С., Приваловым М. М., Мильштеймом Л. Б., Соболем Б. М., Бродским Б. М., Харьковским Д. Г. и другими.

Разработка ракетного комплекса и систем ракеты Р-2, выполненной по новой конструктивной схеме, заложила основу дальнейших ракетных комплексов.

В.И.Чепа, полковник в отставке,
ветеран ГЦП с 1949 года


Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   
Copyright © Ян Середа, 2000-2012.
Site powered by IndigoCMS 2.5
Страница сгенерирована за 0.01 сек.