Яков Гельфандбейн.

ПЛЕННИКИ ДОЛГА.

Где-то в 1955 году, многим крупным ученым СССР было направлено письмо, содержащее единственный вопрос: "Как можно использовать космос?". Ответы были разные: "Фантастикой не увлекаюсь... ", "Давайте научимся летать сначала в стратосфере...", "Думаю, что это произойдет через несколько десятилетий, и наши дети и внуки смогут сказать точнее..."
Но были и иные ответы. Свое мнение высказал академик Капица: "... Если в любой отрасли знания открываются возможности проникнуть в новую, девственную область исследования, то это надо обязательно сделать, так как история науки учит, что проникновение в новые области, как правило, и ведет к открытию тех важнейших явлений природы, которые наиболее значительно расширяют пути развития человеческой культуры."

1. КОСМОДРОМ.

Старт первого искусственного спутника Земли начался 12 февраля 1955 года, когда было принято решение о строительстве космодрома и партия изыскателей выезжает из Капустина Яра в Казахстан, где выбирает место его строительства. Возглавляет поисковую партию лауреат Государственной премии СССР генерал А.Н.Нестеренко. Мне пришлось комплектовать группу обеспечения из полутора десятка специалистов из числа подчиненных солдат и офицеров, снабдить их средствами транспорта на двух тяжелых артиллерийских тягачах, приспособленных к длительному пробегу в зимних условиях казахстанской степи, скомплектовать необходимые средства - продовольствие, горючее, теплое летное обмундирование, питьевая вода и топливо для обогрева, медицинские и технические аптечки, специальное имущество. Группу возглавил ст. лейтенант Зотов, по специальности связист. Пройдя почти две тысячи километров по степи в условиях снежных заносов и зимнего бездорожья, изыскатели остановились в излучине Сырдарьи у железнодорожной станции Тюра-Там. Место оказалось удобным во всех отношениях, напоминало тогда уже неплохо обустроенный Капустин Яр. В излучине реки, в прибрежных зарослях, бил фонтан минеральной воды, по вкусу напоминавшей Ессентуки. Местность, удобная для возведения жилого городка. Вблизи - железная дорога, автомобильная трасса.. И вскоре здесь развернулись события, определенные потом как подвиг строителей Байконура. Предстоял огромный объем строительных работ в пустыне, без материалов и подготовки. Необходимо было построить дороги, испытательно-монтажные корпуса, стартовое сооружение, подземный испытательный и пусковой пункты, электро и компрессорную станции, завод жидкого кислорода, лаборатории, командно-измерительные комплексы, теплоцентраль, создать сети связи и возвести современный город с взлетно-посадочными полосами аэродрома, способными принимать тяжелые самолеты. Объем работ был больше чем при возведении крупных гидроэлектростанций на Волге, а срок - в три раза меньший. Работами руководил Георгий Максимович Шубников. В войну он строил оборонительные сооружения на Дону и под Сталинградом, наводил переправу через Вислу, обеспечил бросок танков Рыбалко к Берлину. Возводил мосты в Вене, Братиславе, Берлине, через Одер - в Кюстрине, даже - через морские проливы. Мемориальный ансамбль в Трептов Парке в Берлине - его визитная карточка. В казахстанской степи родилось невиданное в истории цивилизации сооружение - первый в мире космодром. Тот, с которого 4-го октября 1957 года вместе провожали в полет первый искусственный спутник земли Главный конструктор С.П.Королев и Главный строитель Байконура - Г.П.Шубников. А 12-го апреля 1961 года, в ясное солнечное утро, с него ушел в космос Первый космонавт мира - Юрий Гагарин.
Полету Первого космонавта предшествовали всесторонние исследования верхних слоев атмосферы и ближнего космоса путем запуска геофизических и метеорологических ракет на большие высоты, при "академических пусках" животных в суборбитальный полет - по вертикали на 100 и 500 километров. Академик Анатолий Аркадьевич Благонравов в 1968 году, возглавляя советскую делегацию на Конференции ООН по мирному использованию космического пространства, говорил: "Я со всей ответственностью заявляю участникам конференции, что в Советском Союзе с первых шагов ракетная техника ставилась на службу человека. В каждом эксперименте, не только космическом, мы четко представляли, насколько важны и нужны данные о верхней атмосфере Земли И уже с запуска первой геофизической ракеты в 1949 году, такие исследования позволяли получить ценнейшие результаты". Академик вспоминал это время с удовольствием. "Небывалый энтузиазм был у каждого участника этих работ - и у тех, кто готовил ракету, и у тех, кто "начинял" контейнер приборами. Трудности невероятные: каждый раз мы сталкивались с чем-то новым, а опыта не было. Но именно в те годы рождались и принципы исследований и аппаратура, которая спустя семь лет начала работать на спутниках земли". И теперь, вспоминая те зимние "академические" пуски, я всегда вижу высокого и статного, с военной выправкой седого академика, с теплыми и умными, отеческими глазами.
Август 1957 года. Головная часть межконтинентальной ракеты падает в расчетном районе Тихого океана. Специалисты за океаном встречают это сообщение с недоверием. За короткий промежуток времени, прошедший с окончания войны, невозможно создать такую сложную конструкцию как межконтинентальная ракета, считали они. Да и создатель немецкой ФАУ-2 фон Браун недавно заявил: "...русские далеко позади".
17-го сентября были опубликованы слова члена-корреспондента АН СССР С.П.Королева, произнесенные им на совещании в честь 100-летия со дня рождения К.Э.Циолковского: "...В ближайшее время с научными целями в СССР и США будут произведены первые пробные пуски искусственных спутников Земли". Уже тогда, произнося эти слова, Королев думал о первом полете человека. Но сообщение Королева встретили очень спокойно, оно прошло незаметно. Один из участников совещания сказал: "Нам казалось, что Сергей Павлович говорит о далеком будущем. Слишком фантастической выглядела сама возможность появления новой области науки..." И зал, после этого сообщения не взорвался аплодисментами. Лишь несколько человек знали, что пуск утвержден и завтра докладчик вылетает на космодром. За две недели до 4-го октября.
Отсчет космической эры начался со звука горна, прозвучавшего за несколько минут до старта. Горн не предусматривался графиком подготовки к пуску. Запрокинув голову, горнист, не появлявшийся на стартовой площадке ни на одном из предыдущих и не появившийся ни на одном из последующих пусков, провозглашал открытие новой космической эпохи. До старта Первого космонавта оставалось 3 года, 5 месяцев и 6 дней.

2. КОРАБЛЬ.

Поисковые работы по созданию корабля, вынесшего Юрия Гагарина на орбиту, начались в 1957 году. Первый вариант - "суборбитальный" полет по вертикали вверх, затем падение и спуск на парашюте, аналогично тому, как это имело место при запусках собачек. Другой - на крылатом аппарате (идею снаряда как второй ступени ракеты с крылом треугольного профиля, глиссирующего из космоса по поверхности атмосферы, предложил для обстрела территории США немецкий инженер Зенгер). Идея крылатого аппарата отпала по ряду технических причин - наука о космосе лишь начинала свой взлет. В конце апреля были сформулированы принципы создания аппарата сферической формы, в мае расчетные данные доложили Королеву. В ноябре 1958 года Совет главных конструкторов принял решение о спутнике для полета человека.
Член-корреспондент АН СССР Б.В. Раушенбах, который был с Королевым задолго до войны и до самой его смерти, говорил, что Королев не выдвигал каких-то гениальных технических или научных идей, но умел выбирать оптимальное решение из множества вариантов, увлечь людей, поставить четкую задачу и добиться ее выполнения. Сам по себе спутник с точки зрения науки и техники ничего особого не представляет, но его запуск - триумф ракетоносителя, созданного коллективом Королева. А над созданием корабля Королев думал еще до войны, когда он проектировал планер с ракетным двигателем, способный летать в стратосфере. Валерий Кубасов вспоминает, что еще в 1958 году он читал проект запуска человека в космос. Но в то время Королев уже фактически думал о полете человека к планетам солнечной системы и занимался проектами таких полетов. Однако еще до появления "Востока" нужно было решить множество проблем и большой вклад в разработку "Востоков" вложил Константин Петрович Феоктистов. Он был их душой, их энергией и знанием. Через месяц после старта первого спутника в космос поднялась Лайка. До нее было запущено шесть пар собачек. Альбина и Козявка летали дважды, причем не в контейнере, а в скафандрах. Но Лайка - первое живое существо на орбите! И первое, отдавшее свою жизнь в космосе. Она погибла примерно на девятом витке и стала самой знаменитой собачкой на свете.

3. СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС.

Каждое утро 9 мая у клуба завода "Компрессор" на шоссе Энтузиастов в Москве, пишет Владимир Губарев, автор книги "Восхождения к подвигу", собираются ветераны, вспоминают лето и осень 41-го, боевые дни, товарищей, которых уже нет. Услышав гул мотора, они встают, словно по команде. Идет их "катюша". Она встанет на постамент, а вечером опять уйдет. В этот день на встречи в клуб завода приходит Владимир Павлович Бармин. Герой Социалистического Труда, лауреат многих Ленинских и Государственных премий, академик, Главный конструктор стартовых комплексов. За пять дней до начала Великой отечественной, на подмосковном полигоне он представлял на смотр новое оружие. Ни нарком обороны С.К.Тимошенко, ни нарком вооружения Д.Ф.Устинов, ни начальник генштаба Г.К.Жуков не сомневались: ракетное оружие надо выпускать серийно и немедленно. Руководил выпуском "катюш", доработками и созданием ее вариантов на московском заводе "Компрессор" Бармин. 23 июля первая "катюша" отправлена на фронт, 25-го вторая, а за два месяца 244 боевые установки прошли через проходную завода. Во время войны в Москву приезжает Уинстон Черчилль. Ему демонстрируют реактивный станок М-30 для стрельбы оперенными снарядами. Они укладывались в упаковочные ящики, использовавшиеся в качестве направляющих. Сколько раз на фронте приходилось видеть, как снаряд уходит на врага вместе с ящиком, когда солдат забывал вытащить транспортировочные клинья! Английский премьер тогда не удержался - как гениально просто! Традиции КБ Бармина, родившиеся во время войны, сохранились. За создание стартового комплекса на Байконуре Бармину присуждена Ленинская премия. Сложнейшее инженерное сооружение одновременно и простое. Для перевода ракеты в вертикальное положение требуется всего 20 минут, любая ее точка на всех уровнях доступна для осмотра, горючее и окислитель заправляются одновременно и это требует не более одного часа, вся конструкция приходит в движение вместе с ракетой. Необходимо было решить задачу укрощения огня, окутывающего ракету, уносящую в космос человека. Использование водяных завес оказалось сложным, специальная термостойкая защита утяжеляла конструкцию. Барминым была реализована идея газовых потоков. За две секунды до включения зажигания инжекторное устройство устремляет на тело ракеты поток азота, отбрасывая пламя вниз. Хвостовая часть ракеты облегчилась более чем на полутонну термоизолирующего материала. Точность узлов и механизмов стартового комплекса необычайна. Если часовой механизм увеличить до его размеров, он покажется сделанным топором. В создании стартового комплекса прияло участие много тысяч людей, множество машиностроительных заводов и организаций.

4. НЕУДАЧИ.

14 января 1959 года состоялось необычное заседание, рассказывает Владимир Губарев. Ученые обсуждали будущий полет человека в космос. Спор разгорелся по вопросу - какие навыки должен иметь будущий космонавт. Тогда еще никто не знал влияний, которые могут оказать на организм человека космический полет, и их последствий. Подготовку и пуски ракет производили специалисты - ракетчики, получившие специальное образование в Артиллерийской Академии. Сергей Павлович считал, что кандидатов для полета нужно отбирать из летчиков.
На следующий день - 15 мая, стартовал в космос аппарат для полета человека. Это еще не был "Восток", это был его прототип. Испытание в целом прошло успешно, однако команда на спуск была исполнена так, что вместо импульса торможения, корабль, получив дополнительный импульс, сменил орбиту. Неудача, однако, не огорчила Королева, он радовался, увидев в ней возможности маневра. Он хорошо понимал, что в науке негативный результат не менее важен чем положительный и умел использовать его.
19 августа в космос поднялись Белка и Стрелка. Они вернулись на землю невредимыми. Мягкую посадку обеспечила тормозная двигательная установка, созданная в КБ А.М.Исаева. Бытует мнение, что Кирилл Лавров в фильме "Укрощение огня" создал образ Королева. Нет, не похож он на Королева. Скорее - это образ Алексея Михайловича Исаева - создателя, совместно с Березняком в 41-м году, первого в Союзе реактивного самолета. Пилотировал его тогда легендарный военный летчик Григорий Бахчиванджи.
До старта в космос первого космонавта оставалось 7 месяцев и 13 дней. Королев сердился... На столе лежала телеграмма, полученная из Лондона. Общество защиты животных опубликовало протест, любители собак беспокоятся - русские послали на верную гибель Мушку и Пчелку. Вторые сутки после пуска ракетоносителя ничего не известно о судьбе контейнера с другим подопытным животным. Известно лишь - он упал где-то за Енисеем. В тот день омраченный Королев принимал группу молодых летчиков - кандидатов в космонавты. Среди них был и Юрий Алексеевич Гагарин. Королев ничего не сказал им о неудаче. Он только хмурился и летчики поспешили попрощаться. А в это время в далекой сибирской тайге шел поиск контейнера. Группой поиска руководил Арвид Владимирович Палло. Но его ИЛ-14 и два МИ-4 так и не покинули еще своего полевого аэродрома. В прошлом полете контейнер с Белкой и Стрелкой был "взят на спуске". А сейчас Палло было грустно - жаль собачку. Трудно было в заснеженной тайге, в метель и жестокий 40 градусный мороз найти "шарик". Но его нашли, помогли местные метеорологи - по работе бортового радиомаяка, в более чем в полутора тысячах километров от Туруханска, в глубоких снегах Нижней Тунгуски, у реки Тура. Группа спасения спускалась прямо на красный парашют. Парашют Палло зацепился за дерево, он оказался в четырехметровом сугробе. Освободившись от строп, "плыл" по снегу к красному пятну, нащупывая "шарик". В небе взвилась красная ракета, группа собралась у "шарика." В двухстах метрах виднелся бугорок, его можно было приспособить для посадки вертолета. По расчетам из-за перегрузок на нерасчетной траектории и гигантских температур, "шарик" должен был сгореть, а он, хотя и обуглившийся, но уцелевший, в сплетении проводов - подарок Королеву. А что биологам и медикам? Обуглившийся "шарик" был опасен, его системы могли быть под током и пиропатроны, отделяющие контейнер с животным от "шарика", могли сработать. Об их возможном взрыве из Москвы предупредил Королев. Но на счастье система оказалась обесточенной, пиропатроны не сработали. Пригоревшие болты поддавались с трудом, но Палло вместе с инженером Комаровым вынули из "шарика" контейнер. Большие черные глаза собачки смотрели на них доверчиво и грустно. Ее немедленно вывез на вертолете летчик Козлов, затем она была отправлена в Москву. А более чем двухтонный аппарат эвакуировал из тайги в Туру на тросе Рафаил Иванович Капраэлян - опытнейший летчик-испытатель КБ М.Л.Миля, специально прилетевший для этого из Москвы. Но самолет, приспособленный для перевозки тяжелых аппаратов, не смог сесть в Туре из-за неприспособленности взлетно-посадочной полосы. Полторы тысячи километров, на внешней подвеске вывозил "шарик" из Туры в Туруханск летчик Козлов. С вертолета, облегчая его, сняли все, что можно было - решетки, облицовку, дополнительные баки. Впереди, как бы прокладывая курс, летел Ан-2. В короткие северные сутки - два часа летного времени, по 100-150 километров в день. Но им не повезло. Они застряли на половине пути в маленьком таежном поселке, снижение температуры ниже 55 градусов не позволило поднять вертолет и самолеты в воздух. Морозы стояли неделю, но и после потепления, при 35 градусах, не удавалось разморозить лыжи самолетов и запустить двигатели. Бензиновый подогреватель не работал, пришлось ждать, пока из Туруханска подвезут электрический. Электропровода подвели к самолетам, сняв их со столбов. Но когда привезли подогреватель и разморозили двигатели, над Тунгуской пал туман, в котором прошел последний час полета до Туруханска. В тот раз все закончилось удачно, но год спустя туман над Тунгуской не выпустит летчика. Погнутый винт вертолета на берегу реки стал ему памятником.
25 января Юрию Гагарину было присвоено звание "Космонавт", а 3-го апреля было принято решение правительства о полете в космос человека. И одним из первых, встречавших Юрия Гагарина после его приземления, будет начальник группы поиска Арвид Палло.

5 КАПУСТИН ЯР.

Колыбелью космонавтики и началом всех космических начал был Капустин Яр - первый в мире космодром, "Москва - 400". Он породил Байконур. Небольшое приволжское село на берегу рукава реки Ахтуба, бывшее некогда местом рыболовного промысла и русской вольницы. Овраг, заросший терновником, с подземным ключем пресной воды, в десятке километров от села - балка Смыслина. Здесь впервые на испытательном стенде зажглось пламя двигателя, способного унести ракету на космическую высоту. Здесь же, в балке Смыслина, на площадке посреди терновника, проводили свои первые боевые учения - прожиги ракет, первые ракетные бригады. Здесь все было впервые. Первый запуск ракеты - копии немецкой ФАУ-2 был произведен 18 октября 1947 года. Изгиб "бетонки" вокруг памятника - ракеты, в нескольких километрах от балки Смыслина, называют здесь "интегралом". Менее пятнадцати лет понадобилось для преодоления земного тяготения и прорыва человечества в космос. И было это не только результатом технической и технологической революции, это было ее двигателем, ее существом.

Капустин Яр. 1-я площадка.

"Восхождение к подвигу" - так назвал орбиты мира и дружбы Владимир Губарев, летописец эпопеи Первого космонавта. Листая ее страницы, вспоминаешь собственные годы, отданные подготовке полетов в космос. Да, тяжело было в Капустином Яре. Вспоминаешь товарищей и друзей. Некоторые сложили свои головы, некоторые не выдержали физических, а кто и моральных перегрузок. Когда свирепый ветер при тридцатиградусном морозе, раскачивая в разные стороны ракету и стенд, бросает в уже обледеневшее сосульками лицо и в примерзающие веки груды снега, пронизывая насквозь через двойное меховое летное обмундирование, заставляет передвигаться на четвереньках, вырывает примерзающие к коже рук и привязанные к ним инструменты, съемные крышки лючков, а самому удерживаться с помощью страховочного пояса. Когда для того, чтобы помыться в бане хотя бы раз месяц, приходиться по компасу два-три дня "прорубать" стокилометровую дорогу к жилому городку на танке, снабженном бревенчатым треугольником для расчистки полутораметровых заносов снега, а потом, обессилев, падать, не раздевшись у порога квартиры и спать двое суток, чтобы не отмывшись, так и не поев домашней пищи, мчаться по сигналу сбора, для выполнения очередных срочных "заказов". Когда ежедневные щи с верблюжатиной из кислой капусты или "шрапнельный" суп варятся на соленой воде и не хватает даже сухарей, которые из-за бездорожья доставляют по воздуху и сбрасывают с вертолета, а самый большой деликатес - волжская "копчушка", запасенная из дома (а как бы здорово иметь ее запас сейчас!). Или с солнечными ожогами, в сорокаградусную жару на двадцатидвухметровой высоте в люльке, подвешенной на головную часть ракеты, прикрывшись не защищающим от солнца маленьким козырьком, когда пропитавшаяся потом и побелевшая от соли и пота гимнастерка, как каменная, стоит на бетоне стартовой площадки растопырив в стороны рукава как чучело на огороде. Когда пыльные "самумы" взвешенной в воздухе пыли не позволяют автомашине двигаться по целине даже днем без фар и впереди идущего с фонарем в руках, когда в условиях сопутствующих жаре и безводью свирепых заболеваний в степи работают противочумные отряды, истребляя сусликов и других разносчиков инфекций. Когда, наконец, просыпаясь со сна в палатке или в землянке, боишься просунуть ногу в сапог - в нем нередко оказывается еж, ядовитая змея, фаланга или скорпион, а в воздухе мириады мошек, забивающихся во все щели одежды, жалящих смертельно, до распухания. Когда в зимней степи стаи бродячих собак угрожали жизни людей, а заснеженном займище стаи волков, охотились за людьми и за убийство волка выплачивалась вознаграждение. Питались с солдатского котла, пили хлорированную соленую воду, жили в палатках, а зимой, зачастую и в не топленных землянках. Это позднее, в середине пятидесятых, "дошли руки " и до нас, стали строить казармы для личного состава и финские домики для офицеров.
Да, были на площадках благоустроенные гостиницы, были и неплохие столовые. Но для заказчиков - "промышленников". Мы же, военные испытатели, сами служили объектом испытаний. На стойкость и верность долгу, натуры, терпения и здоровья. И отдавали его не только в катастрофах и авариях: в повседневной жизни и труде, под воздействием всякого рода неизученных облучений и компонентов ракетного топлива, было по настоящему тяжело даже фронтовикам, прошедшим через горнило войны. А ведь были среди нас и не очень молодые. Но мы обязаны были служить Родине везде, где она прикажет. И на того же ежа (даже если "он и не побрит"), садиться, как в анекдоте, во всех случаях когда это будет необходимо. Анекдоты, как и летописи, не рождаются на пустом месте. Но мы были энтузиастами и, как говорили тогда, работали "от гимна до гимна", пели его в соответствии с Уставом вместе с солдатами перед восходом солнца на утренних и после захода солнца - на вечерних поверках. "Пленники своего долга", так кто-то сказал о нас. Не это ли составляет самое существо и сущность космического подвига?

6.НАГРАДА.

Капустин Яр с первого дня своего существования привлекал внимание запада. Были и пролеты разведывательных У-2, и поиски неизвестных джипов иностранных марок, обнаруженных в районе стартовых позиций и боевых полей, была и постоянная дезинформация различных радиоголосов. Для маскировки пусков ракет от радиолокационного наблюдения с берегов Турции, применялись специальные технические меры. А в годы перестройки были пущены в ход и гуманитарные средств сбора информации о деятельности полигона.
"Помогите своим соотечественникам в России!" Обращение из Нью-Йорка Российского Благотворительного Фонда имени Великой Княгини Елизаветы Федоровны: .... "Для фонда чрезвычайно важна ваша финансовая поддержка, так как под его непосредственным покровительством находится больница для детей, страдающих онкологическими заболеваниями в г. Капустин Яр, Астраханской области, и фонд в настоящее время занят изысканием возможности отправки детей, больных лейкемией, которым не может быть оказана помощь на месте, для лечения в Соединенные Штаты." И далее: ..."Если у Вас есть возможность прислать фонду вместе с вашими пожертвованиями несколько почтовых марок - мы будем бесконечно благодарны; наша цель - сохранить всю сумму пожертвований для нуждающихся в России, не распыляя ни одного цента на побочные нужды." Это обращение я прочел уже после написания и после опубликования предыдущих разделов этой статьи в канадской прессе, мне ее передали как участнику Капустиноярской эпопеи. Оно не могло дойти до меня в дни его публикации - в январе 1993 года. Тогда я уже был "не гражданином" Латвии и вообще не был каким-либо гражданином. "Новое Русское слово", в котором было опубликовано это обращение, не доходило до самостоятельной Латвии. Интересно, а знают ли сами жители Капустина Яра о существовании такого фонда, дошли ли до них собранные средства этой помощи и помогли ли они кому нибудь? Да и реален ли этот фонд именно как фонд помощи, и его цели? Далеко не убежден, ибо многократные попытки организовать коммуникационный обмен с ним, ни к чему не привели.
Думал ли Владимир Губарев, автор "Восхождения к подвигу", что ветераны освоения космоса будут брошены на произвол судьбы, а дети и внуки его героев будут, несмотря на помощь гуманитарных фондов погибать от результатов ранних лучевых поражений тех самых "пленников долга", о которых он так вдохновенно писал? Настолько вдохновенно, что я, им воодушевленный, написал эту статью. Даже несмотря на то, что и сам принадлежу к числу тех, кто обильно пополнил ряды подразделений "повышенного риска", созданных в годы перестройки и тех, кто понес ощутимые потери в космической эпопее.
Почтовой маркой - по раку. Вот она - награда Пленникам Долга, их детям и внукам за их преданность!

При перепечатке или ином использовании материалов статьи активная ссылка на источник обязательна!


Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   
Copyright © Ян Середа, 2000-2012.
Site powered by IndigoCMS 2.5
Страница сгенерирована за 0.012 сек.