Разработка твердотопливной фронтовой ракеты «Темп» была начата по
Постановлению № 839-379 от 21.07.1959 г. Головным разработчиком назначили НИИ-1.
Комплекс получил индекс 9К71, ракета со специальной боевой частью - 9М71, а
с фугасной боевой частью - 9М72. Первоначально специальная боевая часть должна
была иметь мощность 300 кТ. Ракетная часть с приборным отсеком имела индекс
9Д12, а пороховой заряд - 9Х11.
Все наземное пусковое оборудование для «Темпа», включая ПУ 2П11, изготовлял
завод № 221 «Баррикады», тягачи и автоприцепы на шасси МАЗ-537 делал Минский
завод. Расчетное время пуска при переходе из походного положения - 30 минут,
а из боевой готовности № 2 - 20 минут.
Согласно Постановлению № 178-84 от 19.02.1962 года была начата разработка химической
боевой части «Туман-2» к ракете «Темп». Летно-конструкторские испытания ракет
«Темп» начаты в мае 1961 года на полигоне Капустин Яр. До конца года сделано
3 пуска, с января по май 1962 года - еще три. По результатам анализа проведенных
шести пусков ракет «Темп» выяснилось, что максимальная дальность ее будет 425
км, вместо заданных 500-600 км. Кроме того, отмечено, что при отделении головной
части ракеты в полёте возникали ее колебания приводящие к недолетам до 40 км.
В течение лета 1962 года шли доработки «Темпа», чтобы увеличить его дальность
хотя бы до 460 км. Опытное производство ракет «Темп» велось на заводе № 235.
Серийное производство ракет «Темп» предполагалось начать в 1963 году.
Второй этап ЛКИ ракет «Темп» был начат в декабре 1962 года. Но 16 июля 1963
года вышло Постановление № 800-273: «В связи с отставанием по срокам ЛКИ и недостаточно
высокими техническими характеристиками изделия» работы прекратить на стадии
ЛКИ. Действительно, компоновка ракеты «Темп» не была оптимальной из-за отсутствия
зарядов твердого топлива нужного диаметра, что в сочетании с большим весом полезной
нагрузки (ок. 900 кг) привело к чрезмерно большому стартовому весу (10,5 т)
для ракет такого класса. Однако опытно-конструкторские работы по изделию «Темп»
- первой в отечественной практике ракеты такого типа на твердом топливе позволили
решить и отработать ряд принципиально новых конструктивных решений (кольцевые
газовые рули, решетчатые стабилизаторы, элементы крупногабаритных двигателей
на твердом топливе и т. д.), многие из которых были позже использованы в других
ракетах.
Тактико - технические характеристики ОТРК "Темп"
9К71
|
|
Начало разработки |
1959 г.
|
Дальность стрельбы (реальная),км |
425 |
Стартовая масса, кг |
10420
|
Длина,м |
12,4
|
Диаметр корпуса,м |
1,01
|
Шасси |
МАЗ-537
|
Вес боевого заряда, кг |
900
|
Мощность ядерного заряда,кт |
300
|
Система наведения |
инерциальная
|
Точность стрелбы (КВО),м |
н.д.
|
Разработчик |
НИИ-1
|