Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36-О. 8К69 SS-18 "Satan"
В
1962 году в СССР была начата разработка трех проектов так называемых глобальных
или орбитальных ракет - Р-36-О в ОКБ-586 Михаила Янгеля, ГР-1 в ОКБ-1
Сергея Королева и УР-200А в ОКБ-52 Владимира Челомея. На вооружение была
принята только Р-36-О (в печати приводится также вариант названия Р-36
орб).
Разработка ракеты в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля начата 16
апреля 1962 года после выхода постановления правительства "О создании
образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей
тяжелых космических объектов".
"Орбитальные ракеты по сравнению с баллистическими
обеспечивают следующие преимущества:
неограниченную дальность полёта, позволяющую поражать цели, недосягаемые
для баллистическихмежконтинентальных ракет;
возможность поражения одной и той же цели с двух взаимно противоположных
направлений;
меньшее время полёта орбитальной головной части по сравнению со временем
полёта головной части баллистических ракет (при пуске орбитальной ракеты
по кратчайшему направлению);
невозможность прогнозирования района падения боевого заряда ОГЧ при движении
на орбитальном участке;
возможность обеспечения удовлетворительных точностей попадания в цель
при очень больших дальностях пуска.
Основное преимущество орбитальной ракеты Р-36 Орб. заключалось в ее способности
эффективно преодолевать противоракетную оборону противника ".
Энергетические возможности ракеты Р-36 позволяли выводить ядерную боеголовку
в космос на низкую орбиту. Масса ГЧ и мощность боезаряда снижались, но
достигалось важнейшее качество - неуязвимость для систем ПРО. Ракета могла
нанести удар по территории США не с северного направления, где сооружалась
система противоракетной обороны со станциями предупреждения о ракетном
нападении, а с южного направления, где уСоединённых Штатов системы ПРО
не было.
Эскизный проект двухступенчатой орбитальной ракеты разработан в декабре
1962 года.
В орбитальном варианте (ракета 8К69) в состав орбитальной головной части
(ОГЧ) ракеты кроме боевой части входит отсек управления. Здесь размещены
двигательная установка и приборы СУ для ориентации и стабилизации головной
части (ГЧ). Тормозной двигатель ОГЧ - однокамерный.Его турбонасосный агрегат
(ТНА) запускается от порохового стартера. Двигатель работает на тех же
компонентах топлива, что и двигатели ракеты... Стабилизацию ОГЧ по тангажу
и рысканью на участке активного торможения при спуске с орбиты выполняют
четыре неподвижных сопла, работающие на выхлопных газах турбины. Подача
газа в сопла регулируется дроссельными устройствами. Стабилизацию по крену
осуществляют четыре тангенциально расположенных сопла. Система ориентации,
управления и стабилизации (СУОС) ОГЧ - автономная, инерциальная. Она дополнена
радиовысотомером, который контролирует высоту орбиты дважды - в начале
орбитального участка и перед подачей тормозного импульса.
Тормозной двигатель установлен в центральной части отсека управления внутри
тороидального топливного модуля. Принятая форма топливных емкостей позволила
сделать компоновку отсека оптимальной и снизить массу его конструкции.
Внутри топливных емкостей для надежности запуска и работы двигателя в
состоянии невесомости установлены разделительные сетки и перегородки,
обеспечивающие надежную бескавитационную работу насосов двигателя. Тормозная
двигательная установка создает импульс, переводя ОГЧ с орбитальной траектории
на баллистическую. ОГЧ при боевом дежурствехранится,как и ракета.в заправленном
состоянии. Первая ступень ракеты оснащена маршевым двигателем РД-261,
состоящим из трех двухкамерных модулей РД-260. Вторая ступень оснащена
двухкамерным маршевым двигателем РД-262. Двигатели разработаны в КБ Энергомаш
под руководством Валентина Глушко. Компоненты топлива - НДМГ и азотный
тетраоксид (AT).
Агрегаты стартового оборудования наземного комплекса для проведения испытаний
ракеты на полигоне Байконур разработаны в КБТМ.
"С созданием комплекса 8П867 работы на площадке
№ 67 Байконура не завершились. Когда подоспела очередная ракета 8К69 ОКБ
Янгеля, для обеспечения ее лётной отработки была реконструирована вторая
стартовая площадка этого комплекса. Новый стартовый комплекс получил индекс
8П869. Схожесть параметров и технологии подготовки ракет 8К69 и 8К67 потребовали
создания относительно небольшого количества новых стартовых агрегатов,
семь из которых были разработаны ГСКБ (КБТМ) и семь - смежными предприятиями.
В основном наземное оборудование было доработано и унифицировано для обеих
ракет. Новый комплекс прошел испытания, был принят в эксплуатацию и в
период 1965-1966 гг. обеспечил подготовку и пуск 4-х ракет 8К69".
Первоначально ампулизация Р-36-О, как и ракеты
Р-36, не была предусмотрена. Работы по ампулизации начаты после выхода
приказа ГКОТ от 12 января 1965 года.
В конце 1964 года на Байконуре началась подготовка к проведению испытаний.
Первый пуск Р-36-О произведен 16 декабря 1965 года. Испытания завершены
в мае 1968 года.
Вспоминает полковник в отставке Георгий Смысловских:
"Испытания ракеты Р-36-О начались в конце 1965 года.
Председателем государственной комиссии по испытаниям ракеты был назначен
заместитель начальника Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского генерал-лейтенант
Федор Петрович Тонких. Первый пуск ракеты Р-36-О 16 декабря 1965 года
был аварийным. Во вре • мя окончания заправки 2-й ступени горючим, в ресиверной,
из которой шел наддув емкостей горючего азотом, началась утечка азота.
Учитывая, что запас азота был на две заправки, мы могли бы закончить заправку
при травлении азота, но руководитель испытаний направил в ресиверную специалистов
управления, при работе которых по поиску травления азота прошла ложная
команда на отстрел на-полнителей 2-й ступени. Наполнители отстыковались,
горючее с высоты хлынуло на бетон, от удара воспламенилось, и начался
пожар".
В 1966 году было проведено четыре спешных испытательных
пуска.
"Следует отметить тот факт, что в декабре 1965 г.
(дата нуждается в уточнении - прим. авт.) был произведен пуск глобальной
ракеты 8К69. Ракета стартовала с НИИ-5 МО, вывела на круговую орбиту высотой
150 км и наклонением 65° орбитальную головную часть, которая, совершив
один виток вокруг Земли, попала в заданный район с отклонениями от расчётной
точки падения по дальности и направ-лению, соответствующими заданным по
тактико-техническим требованиям Министерства обороны (ТТТ МО)".
Постановлением правительства 19 ноября 1968 года орбитальная ракета Р-36-О
принята на вооружение. Комплексы в ШПУ ОС поставлены на боевое дежурство
на полигоне Байконур 25 августа 1969 года. Серийное производство развернуто
на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.
18 пусковых установок орбитальных ракет Р-36-О с ядерными боеголовками
были развёрнуты к 1972 году в единственном позиционном районе - на полигоне
Байконур.Ракетная бригада для эксплуатации Р-36-О была сформирована в
октябре 1969 года. К июлю 1979 года на базе управления бригады, а также
управлений отдельных инженерно-испытательных частей, осуществлявших пуски
ракет Р-36 и Р-16, на Байконуре было сформировано управление отдельных
инженерно-испытательных частей (ОИИЧ).
В 1982 году полигон Байконур передан Главному управлению космических средств
Министерства обороны (ГУ-КОС). В январе 1983 года в соответствии с договором
ОСВ-2 ракетный комплекс Р-36-О был снят с боевого дежурства. К 1 ноября
1983 года управление ОИИЧ на Байконуре расформировано.
Источники:
>>>>> переход на страницы Р-36 , Р-36П , Р-36О , Р-36М , Р-36М УТТХ , Р-36М2 , Р-36М3 "Икар"
при ипользовании данного материала активная ссылка на источник обязательна!