Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36 8К67 SS-9 "Scarp"


Постановлением Правительства Советского Союза от 12 мая 1962 года конструкторскому бюро академика М.К. Янгеля было поручено создать ракету "тяжелого" класса, способную доставить к цели сверхмощный термоядерный заряд.

Новая ракета второго поколения Р-36 предназначалась для поражения объектов противника, защищенных мощной системой ПРО. В техническом задании предусматривалось разработка ракеты в двух вариантах: с наземным (от которого в дальнейшем отказались) и с шахтным стартами. При проектировании широко использовались отработанные на ракете Р-16 конструктивные решения и технологии.

Двухступенчатая Р-36 выполнена по схеме "тандем" с последовательным разделением ступеней. Первая ступень обеспечивает разгон ракеты. Она состоит из переходника, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. Первая ступень была оснащена маршевым двигателем РД-251 (8Д723), состоящим из трех двухкамерных модулей РД-250, а также рулевого двигателя РД-68М с четырьмя поворотными камерами сгорания и имела тягу на земле 274 т. В хвостовом отсеке устанавливаются четыре тормозных пороховых ракетных двигателя, срабатывающих при отделении второй ступени.

Вторая ступень обеспечивает разгон до скорости, соответствующей заданной дальности стрельбы и состоит из приборного, топливного и хвостового отсеков. Топливные баки имеют совмещенное днище и выполняются по несущей схеме. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-252 и четырёхкамерным рулевым ЖРД РД-69М. Двигатели имеют высокую степень унификации с двигателями первой ступени. Для питания всех ЖРД используется двухкомпонентное самовоспламеняющееся топливо: окислитель - азотный тетраоксид (АТ), горючее - НДМГ. Наддув всех баков в полёте осуществляется продуктами сгорания основных компонентов топлива. На каждой ступени, для уменьшения гарантийных запасов топлива, устанавлена своя система одновременного опорожнения баков.

Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с каналом радиокоррекции и чисто инерциальной.Однако, в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления отказались поскольку инерциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развертывание БРК. Элементы системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй ступенях.

Р-36 могла оснащаться двумя типами головных частей: моноблочной термоядерной головной частью с одним из двух возможных зарядов мощностью 18 Мт или 25 Мт и разделяющейся типа с простым разбросом боевых блоков. Сочетание мощного заряда с довольно высокой точностью попадания (КВО -1300 м) и надежным комплексом средств преодоления системы ПРО гарантировало выполнение боевой задачи.

Испытания проводились на полигоне Байконур. 28 сентября 1963 года состоялся первый пуск, который завершился неудачно. В ходе первой серии испытаний разработчиков преследовал ряд неудач. Но тем не менее руководитель и члены государственной комиссии признали эту ракету перспективной и в конечном успехе не сомневались. Постепенно конструкторскому коллективу удалось устранить все недостатки. Первый успешный пуск с наземного старта был осуществлён 3 декабря 1963 года. Первый пуск из групповой ШПУ проведен 14 января 1965 года, а 27 апреля 1965 года был произведён первый испытательный пуск из шахтной пусковой установки одиночного старта (ШПУ ОС). Одновременно велась подготовка к серийному производству ракет, строились стартовые позиции, что, в конечном счете, позволило ускорить развернуть новый БРК в войсках. В конце мая 1966 года весь цикл испытаний был завершен, а 21 июля 1967 ракетный комплекс с МБР Р-36 был принят на вооружение РВСН. 5 ноября 1966 года в г. Ужуре началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка с ракетами этого типа.

При разработке стартового комплекса особое внимание уделялось упрощению стартовых позиций при одновременном повышении их надежности, исключения из пускового цикла процесса заправки ракеты компонентами и ряду других факторов. Это заметно повысило боевую готовность комплекса и позволило хранить ракету в заправленном состоянии в течении нескольких лет.
Пуск ракеты проводился автоматически из ШПУ типа "ОС" . В верхней части стартового сооружения размещались источники электроснабжения, аппаратура технологических и технических систем, обеспечивавшая дистанционные контроль технического состояния систем ракеты и проведение операций по подготовке к пуску и пуск ракеты. Время подготовки и проведение дистанционного пуска МБР Р-36 составляло 5 минут.

БРК с шестью пусковыми установками МБР Р-36 обладал уникальными боевыми возможностями и значительно превосходил американский РК аналогичного назначения с ракетой "Титан-2", прежде всего по мощности термоядерного заряда, точности стрельбы и защищенности.

Кроме Р-36 в конце 60-х на боевое дежурство в ограниченном количестве была поставлена ее модификация Р-36орб, отличавшаяся способом наведения головной части на выбранную цель. Всего до 1972 года включительно было развернуто 288 ШПУ для ракет этого типа. Р-36 стояла на боевом дежурстве до конца семидесятых годов, после чего была заменена на более совершенную ракету.

ТАКТИКО - ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Максимальная дальность стрельбы с легкой ГЧ, км
15200
Максимальная дальность стрельбы с тяжелой ГЧ, км
10 200
Максимальная стартовая масса ракеты, т
184
Масса незаправленной ракеты, т
77,7
Масса головной части, т
3,9 - 5,8
Масса топлива, т
166
Длина ракеты, м
31,7
Максимальный диаметр корпуса, м
3
Тяга маршевого двигателя первой ступени у земли, тс
241
Удельный импульс тяги маршевого двигателя первой ступени, кгс-с/кг
270
Время работы маршевого двигателя первой ступени, с
120
Тяга маршевого двигателя второй ступени, тс
96
Точность стрельбы,
н.д

Источники:

  • Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны-ракетчики рассказывают. - М.: ЦИПК, 1996
  • http://www.arms.ru/nuclear/R36.htm
  • Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. Е.Б.Волкова.- М.: РВСН, 1996.

>>>>> переход на страницы Р-36П , Р-36О , Р-36М , Р-36М УТТХ , Р-36М2 , Р-36М3 "Икар"

при ипользовании данного материала активная ссылка на источник обязательна!


Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   
Copyright © Ян Середа, 2000-2012.
Site powered by IndigoCMS 2.5
Страница сгенерирована за 0.011 сек.