Ракета-носитель "Циклон"

    

Ракета-носитель Циклон-3
ракета-носитель "Циклон-3"

Ракета-носитель "Циклон-2" разработана в ОКБ-586 (ныне Конструкторское бюро "Южное") под руководством Михаила Кузьмича Янгеля на базе тяжелой глобальной ракеты Р-36 (орбитальной). Постановление правительства о создании ракеты Р-36-О вышло 16 апреля 1962 года, а в декабре 1965 года начались ее летно-конструкторские испытания. В ноябре 1969 года эта ракета была принята на вооружение. Глобальной она называлась потому, что была способна выводить головные части (ГЧ) на орбиту ИСЗ и обеспечивать их доставку к цели путем торможения ГЧ в заданный момент времени полета по круговой орбите ИСЗ. Ракета Р-36-О использовала самовоспламеняющиеся компоненты топлива (АТ+НДМГ) и при своем создании потеснила последнюю боевую ракету С.П. Королева - глобальную ГР-1.

Помимо орбитального варианта ракеты правительственным постановлением 1962 года предусматривалась разработка и тяжелой межконтинентальной ракеты Р-36. Ее ЛКИ начались в 1963 году на Байконуре, а серийное производство - в декабре 1965 года.

Ракеты Р-36 и Р-36-О послужили основой для создания космических носителей для запуска спутников военного назначения. Эскизное проектирование этих носителей, получивших впоследствии названия "Циклон" (по терминологии КБЮ "Циклон-2А") и "Циклон-2", началось в марте 1966 года.

Летно-конструкторские испытания РН "Циклон" начались в августе 1967 года (было 8 пусков, все успешные), а РН "Циклон-2" - в августе 1969 года. В дальнейшем применялась только РН "Циклон-2". Данный носитель отличается беспрецедентной надежностью. К 1 июля 1997 года запущено 101 РН. Все пуски - успешные.

2 января 1970 года было принято постановление о разработке трехступенчатого варианта носителя на базе РН "Циклон-2" и ступени С5М. Его ЛКИ проходили с 24 июня 1977 года по 12 февраля 1979 года (было 6 пусков) на космодроме Плесецк. "Циклон-3" был принят на вооружение и до сих пор эксплуатируется ВКС.

При создании ракетно-космического комплекса "Циклон" были внедрены новые подходы к организации работ по подготовке к пуску РН. Толчком к этому послужила страшная трагедия, разыгравшаяся 24 октября 1960 года на 41-й площадке Байконура при подготовке к пуску прототипа стратегической ракеты Р-16, разработанной в КБЮ. При взрыве ракеты на старте сгорели 59 человек, включая Главкома РВСН, Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. Еще 32 ракетчика скончались от ожогов в госпитале. Чудом оставшийся тогда в живых М.К. Янгель сформулировал упорно внедряемую затем в жизнь КБЮ концепцию "безлюдного" старта, нашедшую яркое воплощение в комплексах "Циклона" и "Зенита". Совместно с разработчиком стартового комплекса - КБ Транспортного машиностроения - днепропетровским конструкторам удалось полностью автоматизировать процесс подготовки и пуска этих РН. Создание автоматизированного ракетно-космического комплекса "Циклон" вывело отечественное космическое ракетостроение к середине 60-х годов на новый качественный уровень. И до настоящего времени этот комплекс не имеет аналогов за рубежом по своим эксплуатационным характеристикам.

Стартовый и технический комплексы РН "Циклон-2" были развернуты на площадках 90 и 92 "левого" фланга космодрома Байконур. На них ранее проходила ЛКИ ракета УР-200, разработанная в фирме В.Н. Челомея.

А для ракеты-носителя "Циклон-3" наземный комплекс был развернут на космодроме Плесецк.

Производство всех основных элементов добротных РН "Циклон-2" и "Циклон-3" осуществляется на Украине - конструкции и ДУ в Днепропетровске, а системы управления - в Харькове. Это обстоятельство в современных условиях делает перспективы РН "Циклон-2" и "Циклон-3" достаточно туманными. Начало летно-конструкторских испытаний - 1968 год. Проведено пусков - всего 123, все успешно.

Характеристики РН "Циклон-2"

Стартовая масса, т - 176.
Сухая масса (с головным обтекателем), т - 11,6.
Масса полезного груза, выводимая на круговую орбиту высотой 200 км с наклонением 51 град., т 2,9.
Длина (без головного блока), м - 28,3.
Наибольший поперечный размер, м - 3,6.
Количество ступеней - 2.
Первая ступень
Компоненты топлива:
- окислитель АТ;
- горючее НДМГ.
Стартовая масса, т - 122,3.
Сухая масса, т - 6,4.
Длина, м - 18,9.
Наибольший поперечный размер, м - 3,6.
Диаметр топливных баков, м - 3,0.
Маршевый двигатель - РД-261.
Тяга на Земле, кН - 2364.
Тяга в пустоте, кН - 2643.
Удельный импульс на Земле, Нс/кг - 2645.
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг - 2957.
Рулевой двигатель - РД-68М.
Тяга на Земле, кН - 285.
Тяга в пустоте, кН - 328.
Удельный импульс на Земле, Нс/кг - 2492.
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг - 2865.
Продолжительность работы маршевого ЖРД, с - 120.
Продолжительность работы рулевого ЖРД, с - до 125.
Вторая ступень
Компоненты топлива:
- окислитель АТ;
- горючее НДМГ.
Стартовая масса, т - 49,3.
Сухая масса, т - 3,7.
Длина, м - 9,4.
Наибольший поперечный размер, м - 3,45.
Диаметр топливных баков, м - 3,0.
Маршевый двигатель - РД-262.
Тяга в пустоте, кН - 941.
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг - 3116.
Рулевой двигатель - РД-69М.
Тяга в пустоте, кН - 54,3.
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг - 2752.
Продолжительность работы маршевого ЖРД, с - 160.
Продолжительность работы рулевого ЖРД, с - до 163.
Точность выведения: по высоте, км - до 30; по периоду обращения, с - до 15; по углу наклонения орбиты, угловых минут - до 4.

Фото: www.roscosmos.


Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   
Copyright © Ян Середа, 2000-2012.
Site powered by IndigoCMS 2.5
Страница сгенерирована за 0.084 сек.