"Оружие возмездия" ФАУ-1 (V-1) Fi-103

Начиная с 1942 года станция "Пенемюнде-Запад" осуществляла разработку системы оружия дальнего действия под названием "Физелер" Fi-103, которой позднее было присвоено наименование самолет-снаряд "Фау-1" (V-1).
Поясним, что V - начальная буква немецкого слова "Vergeltung" (возмездие). Это обозначение было придумано Геббельсом и не имело ничего общего с характером системы оружия. С его подачи система Fi-103 стала обозначаться V-1 ("Фау-1"), A-4 -- V-2 ("Фау-2"), а обозначение V-3 ("Фау-3") было зарезервировано для зенитной ракеты "Шметтерлииг", которая не была запущена в производство.
Самолет-снаряд "Фау-1" был в техническом отношении точной копией морской торпеды. После пуска такого снаряда он летел с помощью автопилота по заданному курсу и на заранее определённой высоте. Насколько морская торпеда является самоходной, автоматически управляемой миниатюрной подводной лодкой, настолько самолет-снаряд "Фау-1" был автоматически управляемым и несущим фугасный заряд, беспилотным самолетом.>

"Фау-1" имел фюзеляж длиной 7,8 метра, в носовой части которого помещалась боевая головка с 1000 килограммами взрывчатого вещества. За боевой головкой располагался топливный бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов. Хвостовая часть была занята упрощенным автопилотом, который удерживал самолет-снаряд на прямом курсе и на заданной высоте. Размах крыльев составлял 540 сантиметров. Самой интересной новинкой был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, установленный в задней части фюзеляжа похожий на ствол старомодной пушки.ФАУ-1 с фрагментом разонного трамплина
Этот двигатель был изобретен инженером Паулем Шмидтом, которому армейское управление вооружений в течение некоторого времени оказывало финансовую помощь.
"Фау-1" был отнюдь не первым реактивным самолетом-снарядом. Впервые пульсирующий воздушно-реактивный двигатель был изобретен в России в 1906 году инженером В. В. Караводиным, на что ему была дана "привилегия" за № 15 375. Построен он был в 1907 году, и газеты описывали его как "аппарат для получения пульсирующей струи газов значительной скорости, образующейся вследствие периодического сгорания горючей смеси".
Такая же идея выдвигалась в США еще во время Первой мировой войны, когда армейские авиаконструкторы в содружестве с фирмой "Сперри гироскоп" построили летающую бомбу "Баг". Разработка ее продолжалась после окончания войны и была прекращена по финансовым соображениям только в 1925 году. "Баг" был снабжен двигателем внутреннего сгорания и винтом.
Пульсирующие воздушно-реактивные двигатели, производившиеся фирмой "Аргус", представляли собой стальные трубы, открытые с задней части и закрытые спереди пластинчатыми пружинными клапанами, открывавшимися под давлением встречного потока воздуха. Когда воздух, открыв клапаны решетки, входил в трубу, здесь создавалось повышенное давление; одновременно сюда впрыскивалось топливо; происходила вспышка, в результате которой расширившиеся газы действовали на клапаны, закрывая их, и создавали импульс тяги. После того как продукты сгорания выбрасывались через реактивное сопло, в камере сгорания создавалось пониженное давление и воздух снова открывал клапаны; начинался новый цикл работы двигателя. Расход топлива составлял 2,35 литра на километр. Бак вмещал около 570 литров бензина.


ФАУ-1 в музееПульсирующий воздушно-реактивный двигатель обязательно требует предварительного разгона до скорости минимум 240 километров в час. Для этого использовалась наклонная пусковая установка с трубой, имеющей продольный паз. Поршень, двигающийся в этой трубе, был снабжен выступом, которым он сцеплялся с самолетом-снарядом при разгоне. Этот поршень приводился в движение за счет газов, образующихся при распаде перекиси водорода. Как только пульсирующий воздушно-реактивный двигатель начинал работать, скорость самолета-снаряда возрастала до 580 километров в час.
"Фау-1" имел часовой механизм, с помощью которого осуществлялось "наведение" на цель; он срабатывал, и самолет-снаряд пикировал вниз.
Немецкой комиссии по оружию дальнего действия предстояло сделать выбор между этими двумя системами - ФАУ-1 и ФАУ-2. Обе они представляли собой два совершенно отличных друг от друга типа вооружения.
Самолету-снаряду Fi-103 ("Фау-1") атмосфера служила одновременно и аэродинамической опорой и источником окислителя (кислорода), необходимого для сгорания топлива. Это был так называемый крылатый снаряд, который отличался от самолета только тем, что был беспилотным. (Теперь подобные конструкции называют крылатыми ракетами.)


Разгонный трамплин ФАУ-1Ракета А-4 была баллистическим летательным аппаратом, который летел по траектории, схожей с траекторией артиллерийского снаряда. Крылатый снаряд стоил дешевле, чем баллистический примерно в 10 раз, но легко сбивался зенитными орудиями, ракетами и истребителями-перехватчиками.
Снаряды Fi-103 и А-4 имели следующие основные тактико -технические данные. Вес боевой головки был почти одинаковым; примерно так же обстояло дело и с дальностью: предполагалось, что оба снаряда будут иметь дальность полёта порядка 320 километров. Позднее выяснилось, что средняя дальность самолета-снаряда "Фау-1" составляла около 240 километров, в то время как средняя дальность полёта ракеты "Фау-2" равнялась 306 километрам. Однако ракета "Фау-2" нуждалась в необычных топливах, а снаряд "Фау-1" работал на обыкновенном бензине.
Прежде чем комиссия приступила к обсуждению данного вопроса, оба типа снарядов были ей продемонстрированы в действии. Две ракеты "Фау-2" успешно выдержали испытание, показав дальность 260 километров. Один самолет-снаряд "Фау-1" поднялся, но разбился после непродолжительного полёта, а второй вообще не сработал.
Тем не менее комиссия решила рекомендовать разработку и производство обеих систем при условии, что в боевых условиях они будут применяться во взаимодействии.

Лондон. Дом после попадания ФАУ.-1По некоторым данным в среднем, ежемесячно по врагу из 100 пусковых установок выпускалось до 1000 ракет, которые хотя и обладали невысокой точностью попадания и относительно высокой аварийностью, всё же несли на борту внушительный заряд. Последствия попадания ракеты можно увидеть на снимках. Английские лётчики и зенитчики к концу войны добились определённых успехов и цели достигали не более 40% выпущеных немцами ракет. К тому-же зона наносимых ракетой разрушений не превышала 25 метров, что несомнено недостаточно, для того, чтобы нанести Лондону сколько-нибудь серьёзный урон.

Как стало известно после войны, корректировка наведения осуществлялась на основе донесений от агента, который находясь в Лондоне работал под контролем английской разведки и давал ложные данные, из-за чего большая часть прорвавшихся через ПВО ракет ложилась с недолётом и падала в пригороде. Из выпущеных по Лондону 8070 штук, 7488 были обнаружены службой наблюдения, а 2420 достигли цели. Истребителями английской ПВО были сбиты 1847 штук, зенитной артилерией 1878 и разбились об аэростаты заграждения 232 самолёта-снаряда ФАУ-1. Достигшие цели ФАУ-1 уничтожили 24791 жилое здание, 52293 постройки стали непригодными для жилья. При этом погибли 5864 человека, тяжело ранены 17197 и легко ранены 23174 человека.

Однако, можно с уверенностью сказать, что эти смешные (по нынешним временам) на вид ракеты были, тем не менее, весьма грозным и необычным оружием и стали отправной точкой для разработки принципиально нового класса вооружений - крылатых ракет.
Звук пролетающей над Лондоном V-1 можно услышать здесь.

Пульт управления ФАУ-1 Пороховой ускоритель ФАУ-1
ФАУ-1 (пилотируемый вариант)

О послевоенной судьбе этой разработки известно немного. В СССР первый самолет-снаряд ФАУ-1 прибыл из Англии в СССР в сентябре 1944 г., разобранный и некомплектный. Почти одновременно были найдены в Польше обломки этого самолета-снаряда. В обоих случаях почти полностью отсутствовала автоматика и приборы управления самолетом-снарядом. Позднее из Германии были вывезены самолеты-снаряды, а также различные части пускового устройства: 100 секций катапульты, 1 стартовая тележка, салазки. Все они находились на заводе № 458. Работы по воспроизводству ФАУ-1 велись, под руководством Челомея, а испытания проходили на площадке 4А полигона Капустин Яр и были, по большей части, неудачными. Тем не менее ракету удалась воспроизвести, но на вооружение она не принималась и до серийного производства соответственно не дошла, поскольку к тому времени уже не удовлетворяла по своим ТТХ возросшим требованиям, прежде всего по точности и скорости полёта. Тем не менее ФАУ-1 можно считать родоначальницей российских крылатых ракет. Одним из самых смелых замыслов по реинкарнации ФАУ-1 можно считать разработку на её базе крылатой ракеты ХМ (икс эм), запускавшейся воздушным стартом с самолёта носителя и двигавшейся к цели со скоростью 800 км/ч. Наведение на цель после запуска по замыслу Челомея должно было производиться с самолёта-носителя по изображению, передаваемому с телекамеры установленной на ракете. К сожалению разработка такой системы наведения оказалась не под силу ни КБ Челомея, ни привлечённым на помощь специалистам НИИ-885 и этот вариант крылатой ракеты также не состоялся.

Снимок, на который я наткнулся на сайте одного из американских музеев заставляет сделать вполне обоснованные предположения, что в США так же велись работы по воспроизводству ФАУ-1, которая возможно даже дошли до принятия на вооружение. (Обратите внимание на эмблему и название)

Технические характеристики самолёта-снаряда ФАУ-1 (V-1 Fi-103)
   
Максимальная скорость полёта, км/ч
550-600
Максимальная дальность полёта, км
240
Практический потолок, м
2700
Снаряжённая масса, кг
2100
Вес боевой части, кг
800
Точность попадания (КВО),м
 
Длина, м
 
Размах крыльев, м
5,4

 

Источники:

  •  воспоминания Якова Гелфандбейна.
  • "Ракеты и люди", Б. Черток.
  • "Серетное оружие третьего рейха" С.Н.Славин.

при ипользовании данного материала активная ссылка на источник обязательна!


Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   
Copyright © Ян Середа, 2000-2012.
Site powered by IndigoCMS 2.5
Страница сгенерирована за 0.011 сек.