Летать, как танк и плавать, как самолет

Текст:Виталий Акимов

Вторая мировая война как катализатор инженерной мысли

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Война — один из самых мощных стимулов технического и технологического развития человечества. Как это ни прискорбно осознавать, но многим значительным (как полезным, так и вредным) изобретениям мы обязаны привычке людей к уничтожению себе подобных. Многие блага цивилизации и прогресса стали порождением гонки вооружений времен Второй мировой войны. Сегодня, в канун Дня Победы, мы сделали для вас небольшую подборку, как самых значительных, так и самых необычных изобретений и проектов тех лет.

 

Самые значительные изобретения периода 2-й мировой войны

Джип

Так или иначе, но именно Второй мировой войне должны быть благодарны любители внедорожников за появление предмета своего обожания и поклонения. Джип был изобретен в 1940 году в ответ на призыв американского военного руководства. После начала мирового конфликта командование армии США осознало необходимость оснащения своих частей быстрыми и легкими вездеходами. Количество внедорожников, которые использовались в армиях союзников за годы войны достигло 620 тысяч. Генерал Эйзенхауэр однажды заявил, что без джипов Willys выиграть Вторую мировую войну было бы невозможно.

Когда-то трудяга войны, теперь — роскошь. Фото: ИТАР-ТАСС

Были свои джипы и на вооружении армии СССР. Первым советским  внедорожником стал ГАЗ-64, которого за сходство с американским собратом прозвали «Иван-Виллис».

 

Компьютер

Да-да, пра-пра-прадедушки ваших PC, планшетов и смартфонов «воевали» во Второй мировой войне. Первый в мире цифровой электронный компьютер появился в Университете штата Айова в 1939 - 1942 годах. Авторы устройства внедрили передовые по тем временам инновации — двоичную арифметическую систему, разделение памяти, параллельную обработку информации и многое другое. Разработку завершить не удалось, так как главный изобретатель профессор Джон Атанасов ушел на фронт. Но она оказала большое влияние на Джона Мокли, который позднее создал ЭВМ ЭНИАК.

В 1943 году успешно прошла испытания первая американская вычислительная машина Марк I, которая предназначалась для сложных баллистических расчётов ВМФ. А английская вычислительная машина спецназначения «Колосс» начала работу над расшифровкой секретных кодов фашистской Германии.

Отдельно следует сказать о работах немца Конрада Цузе. В конце войны он разработал самый быстрый для своего времени компьютер Z4 и первый в мире язык программирования высокого уровня Планкалкюль. Инженер работал в отрыве от мирового научного сообщества, большая часть его разработок оставалась неизвестной еще долгие годы. Вполне возможно, что если бы Планкалкюль стал известен раньше, IT-индустрия развивалась бы совсем по-другому.

 

Акваланг

Различные устройства с замкнутой схемой дыхания под водой стали появляться с конца 19-го века. Но акваланг в его современном виде был изобретен в 1943 году. Аппарат с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе создали в оккупированной фашистами Франции инженер Эмиль Ганьян и морской офицер Жак-Ив Кусто.

Война сделала подводный мир немного доступнее. Фото: ИТАР-ТАСС

 

Турбовинтовой двигатель

Разработка турбовинтового двигателя началась еще в середине 30-х годов профессором Технического университета в Берлине А. С. Гебребрг Вагнером. Впоследствии он стал главой отдела самолетов авиастроительной компании «Junkers». Подготовка к войне и начало военных действий стимулировали работу. Но только в сентябре 1945 года 18-й образец реактивного истребителя Gloster Meteor смог подняться в воздух.

 

Ядерное оружие

17 сентября 1943 года в США был создан так называемый Манхэттенский проект. К работе над ядерным оружием американцы подключили многих ведущих ученых планеты, в том числе, беженцев из охваченной войной Европы. Летом 1945 года США уже располагали тремя атомными бомбами. Первое в мире испытание этого вида оружия было проведено 16 июля 1945 года в Нью-Мексико. Две оставшиеся бомбы американцы сбросили на японские города Хиросима и Нагасаки.

Самое страшное порождение 2-й мировой войны. Фото: ИТАР-ТАСС

 

Самые нестандартные проекты периода 2-й мировой войны

Шары-убийцы

В конце 1944 года Япония реализовала проект «Фу-Гo» или «огненные шары». Предполагалось нанести сокрушительный удар по США. Секретное оружие японцев представляло из себя мини-аэростаты которые несли на себе 15-килограммовые бомбы. В период с ноября 1944 года по апрель 1945 года Япония запустила более 9 тысяч таких воздушных шаров. Территории Соединенных Штатов достигли лишь около 300 из них. Жертвами этого безумного проекта стали шесть человек: пять детей и одна женщина. Незначительные повреждения получили несколько зданий.

 

Летающий танк

Одним из «шедевров» советской изобретательской мысли стал проект летающего танка. Задачу создать такую машину руководство поставило перед инженерами КБ Антонова в 1941 году. Для проекта использовали легкий танк Т-60. Шеститонный броненосец снабдили крыльями. В теории, его планировалось подцеплять к бомбардировщику. В нужный момент танк должен был отцепляться, планировать к земле, сбрасывать крылья и вступать в бой. Единственное испытание состоялось 2 сентября 1942 года. Выяснилось, что мощности двигателя самолета не хватает для буксировки бронемашины. Бомбардировщик вынужден был сбросить танк на высоте 40 метров. Несмотря на то, что Т-60 успешно спланировал и приземлился на аэродроме, проект свернули.

Т-60 — танк, который мог бы стать летающим. Фото: ИТАР-ТАСС

 

Пушка «Дора»

Порождение гигантомании немецких инженеров. Длина огромного орудия превышала 47 метров, высота — 11,6 метра, масса — 1350 тонн. «Дора» стреляла фугасами весом в 4,8 тонны  или 7-тонными бетонобойными снарядами. Орудие обслуживали более 4 000 офицеров и солдат. Для его транспортировки необходимо было несколько железнодорожных составов. Германская армия применила «Дору» при штурме Севастополя в 1942 году. Но результаты оказались разочаровывающими. При точном попадании урон мог быть колоссальным. Но пушка стреляла лишь примерно в район цели и попадала только при большом везении.

 

Подводный авианосец

Еще одна японская инновация. На больших подводных лодках Япония в сложенном виде перевозила самолеты. Субмарина всплывала, на палубе устанавливалась специальная катапульта для укороченного старта. После полета самолет снова убирали в ангар. Самая «крутая» операция подводного авиафлота — налет на территорию штата Орегон. В сентябре 1942 года самолет, взлетевший с подлодки, сбросил две 76-килограммовые зажигательные бомбы, которые должны были вызвать крупные лесные пожары. Ущерб бомбардировка принесла небольшой. Но вот американцы сильно напугались, так как просто не поняли, откуда взялся бомбардировщик.

 

Прыгающая бомба

Англичане во время 2-й мировой также отличились нестандартностью инженерной мысли. Прыгающая бомба нужна была для разрушения плотин на вражеской территории. Прежде чем достигнуть цели, она, буквально, скакала по воде, перепрыгивая через защитные ограждения. В мае 1943 года британские ВВС провели на территории Германии операцию «Большая порка». За одну ночь удалось полностью разрушить две крупные плотины и повредить третью, что нанесло крупный ущерб военной промышленности врага. Англичане потеряли 8 из 19 участвовавших в налете бомбардировщиков.


Источник http://www.bfm.ru/news/257097


Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   
Copyright © Ян Середа, 2000-2012.
Site powered by IndigoCMS 2.5
Страница сгенерирована за 0.011 сек.