История полигона Капустин Яр

Капустин Яр.Строительство стенда для огневых испытаний двигателя ФАУ-2Начинать рассказ об истории полигона надо с далёкого 1945 года, когда победа над Германией сделала доступными для советских специалистов остатки выдающихся ракетных технологий команды Вернера Фон Брауна, который сам, вместе с наиболее значимой частью команды разработчиков и учёных, общей численностью около 400 человек, оказался в руках американских военных и продолжил свою работу уже в США. Всё самое ценное с заводов, испытательных и научных центров включая несколько десятков собранных ракет ФАУ-2, практически всё специальное испытательное оборудование и документация уже были вывезены в США, когда на развалинах ракетной колыбели появились первые советские разведчики и специалисты. Собирая остатки немецкой команды и документации, перетряхивая мусорные корзины исследовательских центров специалистам удалось всё-таки собрать достаточное количество материала для того, чтобы воспроизвести конструкцию ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. В СССР были срочно сформированы ряд НИИ и КБ, которые вплотную занялись решением этой задачи. Назрела необходимость в создании специализированного полигона для проведения исследований и испытаний.

В мае 1946 года, на месяц позже того, как американцы произвели первый запуск вывезенной из германии A-4 на своём полигоне Уайт Сэндз в Нью-Мексико, было принято решение о создании такого полигона в СССР и генерал-майор Василий Иванович Вознюк, которому было поручено возглавить поиск места, подходящего для строительства полигона приступил к работе. Место для его размещения выбиралось из семи вариантов, которые были в кратчайшие сроки тщательно обследованы, собраны и проанализированы материалы по метеорологии, гидрологии, коммуникациям, строительным возможностям и т.д. В итоге наиболее подходящим был признаны районы недалеко от Волгограда, возле села Капустин Яр в Астраханской области (которое в последствии и дало имя новому полигону) и станица Наурская Грозненской области.

До июня 1947 г., как свидетельствуют архивные документы, предпочтение отдавалось станице Наурской. В одной из докладных записок маршала артиллерии Николая Яковлева говорилось: "Строительство ГЦП в районе станицы Наурской дает возможность проложить трассу испытаний до 3000 километров и обеспечить проведение испытаний не только ракет дальнего действия, но и всех видов сухопутных зенитных и морских реактивных снарядов. Этот вариант потребует наименьших материальных затрат на переселение местного населения и по переводу предприятий в другие районы". Против строительства полигона в Наурской выступил только министр животноводства Козлов, мотивировавший свой протест необходимостью отчуждения значительной части пастбищных земель.

3 июня 1947 года, постановлением Советом Министров СССР ЦК ВКП (б) №2642-817 местом дислокации полигона был определен Капустин Яр, что в значительной мере и предопределило его дальнейшую судьбу. Этим же решением генерал-майору Василию Ивановичу Вознюку поручалось строительство полигона и он назначался его будущим начальником.

Капустин Яр. Первые ракетчики.На полигон первые офицеры прибыли 20 августа 1947 года. Разбили палатки, организовали кухню, госпиталь. Вместе с гвардейцами Вознюка прибыли военные строители. Условия были тяжелыми, если вообще можно говорить о каких-то условиях в голой степи. Уже на третий день на склоне балки Смыслина в 10 километрах от села началось строительство бетонного стенда для огневых испытаний двигателей А-4, который строился по немецким чертежам и оснащался вывезенным из германии оборудованием и бункер для наблюдения за ходом испытаний. Позднее это место было названо 1 площадкой. В сентябре 1947 года из Тюрингии (Германия) прибыла бригада особого назначения генерал-майора Александра Федоровича Тверецкого. Затем два спецпоезда с оборудованием, сформированные в Германии.

За полтора месяца работ к началу октября 1947 года кроме бетонного испытательного стенда и бункера на 1-ой площадке, были построены стартовая площадка с бункером, временная техническая позиция, монтажный корпус. Провели шоссе и 20-ти километровую железнодорожную ветку с мостом через глубокий овраг, соединяющую полигон с главной магистралью на Сталинград (Волгоград).

Капустин Яр. Временный монтажный корпус.Строили много и только для ракеты А-4, которая в списке приоритетов значилась первой. Строительства жилья для персонала на полигоне не велось вплоть до 1948 года, поэтому жили строители и будущие испытатели в голой степи, в палатках, землянках, временных постройках либо квартировались в крестьянских избах. Начальство и специалисты, прибывшие на полигон, жили в спецпоезде "Мессина", который помимо лабораторного оборудования имел вполне комфортабельные вагоны, а так же вагон-ресторан, в котором они и питались. К 1 октября 1947 года Вознюк доложил в Москву о полной готовности полигона для проведения пусков ракет, а уже 14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет V-2 (А-4) собранных частично в Германии, частично в Подлипках.

 

18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут по московскому времени произведен первый старт баллистической ракеты в СССР. Ракета поднялась на высоту 86 километров и, разрушившись при входе в плотные слои атмосферы, достигла поверхности Земли в 274 километрах от старта с отклонением около 30 км от цели**. Первая серия пусков была произведена с 18 октября по 13 ноября 1947 года. В этот период были запущены 11 ракет (по другим данным 10) ФАУ-2 из которых 9 достигли цели (хотя и с большим отклонением от заданной траектории) и 2 потерпели аварию.

Вывоз ФАУ-2 из временного монтажного корпуса.На 10 лет (с 1947 по 1957 год) Капустин Яр стал единственным местом испытаний советских баллистических ракет. На полигоне были проведены испытания ракет Р-1 (сентябрь - октябрь 1948 года, сентябрь - октябрь 1949 года), Р-2 (сентябрь - октябрь 1949 года), Р-5 (март 1953 года), Р-12, Р-14, последней ракеты холодной войны, печально известную SS-20 РСД-10, всемирно известный "Скад" ("Scud") и огромное множество других ракет малой и средней дальности, крылатых ракет, комплексов и ракет ПВО.

Еще во время первой серии пусков в октябре - ноябре 1947 года Капустин Яр начинает использоваться и как место старта геофизических ракет. На стартовавшей 2 ноября 1947 года ракете V-2 были установлены научные приборы. С тех пор эта традиция поддерживалась до тех пор, пока не были созданы специализированные геофизические ракеты В-1 и В-2. Однако местом старта геофизических ракет остался Капустин Яр. В дальнейшем к геофизическим ракетам прибавились метеорологические ракеты. В июне 1951 года состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту.

В начале 50-х кроме активной программы пусков ракет шло становление и развитие испытательной базы полигона, строились стартовые и технические комплексы. 20 февраля 1956 года на полигоне Капустин Яр было проведено испытание ракетно-ядерного оружия. Стартовавшая ракета Р-5М доставила ядерную боеголовку в приаральскую степь, где и прогремел ядерный взрыв. На полигоне Капустин Яр проходили пуски межконтинентальной баллистической ракеты Буря в 1957 - 1959 годах. 16 марта 1962 года Капустин Яр из ракетного полигона превратился в космодром. В тот день был осуществлен запуск спутника Космос-1. С космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовались ракеты-носители небольшой мощности серии "Космос".

14 октября 1969 года с полигона Капустин Яр состоялся запуск спутника Интеркосмос-1, созданного специалистами социалистических стран. С теперь уже международного космодрома также ушли в полёт индийские спутники Ариабхата и Бхаскара, французский спутник "Снег-3". Большую роль сыграл Капустин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической техники и руководящих кадров для новых космодромов. Космодром Капустин Яр взял на себя роль космодрома для "малых" ракет и "малых" спутников Земли исследовательского плана. Эта специализация сохранялась до 1988 года, когда потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски с космодрома Капустин Яр были прекращены. Кроме того, подписанный в 1987 году договор о сокращении ракет СРД привёл к почти полному прекращению испытательных работ на полигоне. Стартовые и технические позиции были законсервированы около 10 лет, но постоянно поддерживались в работоспособном состоянии. Последний известный испытательный пуск был произведен 22 июня 1988. Это был шестой по счету и последний полёт проекта БОР-5.

Капустин Яр. Останки стенда и бункера 56 лет спустя

Останки стенда и бункера 56 лет спустя.

В 1998 году наступило долгожданное возрождение полигона и космодрома. После долгих лет бездействия с космодрома был произведен коммерческий запуск ракеты-носителя "Космос 11К65М", нёсшего в качестве дополнительной нагрузки французский спутник, а 28 апреля 1999 г. был осуществлен запуск спутников "ABRIXAS" и "Megsat-0". Кроме того на полигоне возобновились испытательные работы. Идеи о создании межвидового испытательного полигона наконец-то нашли своё воплощение. В 1999 году на полигон были передислоцированы испытательные полигоны с Эмбы и Сары-Шагана.

СТРУКТУРА ПОЛИГОНА

В настоящее время перед полигоном Капустин Яр стоит ряд сложных и важных задач, определяющих его перспективы. Это: испытания новых измерительных комплексов на основе космических технологий; формирование контрольно-измерительной базы для проведения стыковочно-наладочных работ ракетных комплексов стратегического назначения; испытания систем воздушно-космической обороны; испытания систем ПРО; испытания новых комплексов и ракет оперативно-тактического назначения; участие в проведении крупномасштабных общевойсковых учений с боевой стрельбой (одна из новых задач, ранее не свойственных полигону).

В настоящее время в струк­туре полигона Капустин Яр существуют че­тыре основных научно-испытательных подразделения вооружения и военной техники:

  • Ра­кетных войск стратегического назначения,
  • ПВО Военно-воздушных сил,
  • ПВО Сухопут­ных войск и ракетных войск и артиллерии.

 

Основным элементом полигона является экспериментальная испытательная база, которая включает командные пункты, технические стартовые позиции, измерительное оборудование и другие компоненты. На территории полигона Капустин Яр дислоцированы следующие воинские части:

в/ч 10837 – база материально-технического обеспечения;

в/ч 15644 – 4-й Государственный Краснознаменный ордена Красной Звезды центральный межвидовой полигон Министерства обороны РФ;

в/ч 15646 – 261-й научно-испытательный центр; в/ч 15683 – дивизион обеспечения;

в/ч 21065 – 788-й научно-испытательный центр вооружения и военной техники РВСН;

в/ч 29139 – 708-й научно-исследовательский испытательный центр средств ПВО межвидового назначения;

в/ч 31926 – 20 ОИС; в/ч 33763 – 23-й отдельный батальон охраны;

в/ч 33782 – 35-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья;

в/ч 33901 – железнодорожный батальон;

в/ч 39216 –  полк связи;

в/ч 42202 – 60-й ордена Красной Звезды Учебный Центр боевого применения Ракетных войск Сухопутных войск; в/ч 47209 – учебный дивизион Ракетных войск;

в/ч 48315 – 439-я Гвардейская Перекопская ордена Кутузова реактивная артиллерийская бригада Сухопутных войск;

в/ч 52910 – 30-я отдельная инженерно-испытательная часть;

в/ч 54003 – 88-я авиационная комендатура;

в/ч 74322 – 118-й научно-испытательный центр;

в/ч 75376 – ФГОУ среднего профессионального образования «161 школа техников РВСН».

В/ч 15646 - Войсковая часть 15646 (1-е управление) была сформирована 2 сентября 1946 г. для решения задач испытаний ракетной техники, то есть является одной из основных частей полигона. Она укомплектована инженерно-техническим составом, который непосредственно осуществляет испытательные пуски ракет на полигоне. В зависимости от видов испытываемой ракетной техники в разное время организационная структура в/ч 15646 претерпевала изменения. В 2000 году 1-е управление и подчиненный ему испытательный центр были преобразованы в единую структуру – 261-й научно-испытательный центр. От первого пуска А-4 до запуска ракеты «Тополь-М» - это путь инженеров-испытателей в/ч 15646. За их плечами – тысячи пусков ракет стратегического назначения и запусков космических аппаратов в военных и научных целях.

В/ч 21065 - Значительная доля испытательных работ приходится на 788-й научно-испытательный центр, который был образован в результате объединения 11-го Государственного испытательного полигона Эмба, 2-го испытательного управления ракетных комплексов тактического назначения и 34-й инженерно-испытательной части. В 1999 личному составу центра в голой степи за короткий срок пришлось создавать испытательную базу. Основная специализация 788-го научно-испытательного центра в настоящее время – испытания и исследования в области создания тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов, разведывательно-ударных комплексов, зенитно-ракетных систем и комплексов войсковой ПВО, систем боевого управления и связи. Одно из основных направлений работы центра – тематика «Искандер». После завершения в 2004 году государственных испытаний комплекса «Искандер» здесь проводятся эксперименты с модернизированными системами управления и наведения комплекса, создание новых классов ракет. Также специалисты центра вносят большой вклад в доработку и модернизацию комплексов ПВО С-300ВМ, ЗРК «Бук» и «Тор», РСЗО «Смерч».

В/ч 29139 - Специальный полигон средств ПВО, ныне 708-й научно-испытательный центр, был создан в 1951 году для проведения испытаний первой советской зенитно-ракетной системы С-25 «Беркут». За время своего существования центр испытал множество образцов зенитно-ракетного вооружения, средств автоматизации и радиолокации, позволивших решить задачи государственной важности по охране и обороне воздушных границ страны. Специалистами центра было осуществлено более 25 тыс. пусков зенитных ракет и ракет-мишеней, испытано 200 образцов ракетной техники. Сегодня центр проводит работы по улучшению тактико-технических ракетного оружия в интересах всех видов и родов войск.

В/ч 52910 и в/ч 74322 Измерительная аппаратура полигона Измерение траекторий ракет является важнейшим видом работ при испытательных пусках. Самые первые пуски на полигоне Капустин Яр обеспечивали офицеры, вооруженные немецкими кинотеодолитами. С помощью трофейной аппаратуры производились и телеметрические измерения. Все задачи обработки и дешифровки данных возлагались на расчетное бюро, основным оснащением которого были логарифмические линейки и первые арифмометры. В 1962 году на базе измерительных подразделений испытательных частей были сформированы 3-е управление измерений и математической обработки и 30-я отдельная инженерно-испытательная часть. О масштабах измерительных работ говорит география частей, подчиненных 3-му управлению: 29 частей, рассредоточенных от КапЯра до Балхаша и Братска. Интенсивность работ была настолько велика, что измерительные подразделения и вычислительный центр работали круглосуточно. К началу XXI века на полигоне сложился современный облик измерительного комплекса. Для более качественного проведения измерений в ходе испытаний новых образцов вооружений 1 сентября 2001 года был сформирован 118-й научно-испытательный центр. На новый уровень перешла вся система сбора и обработки измерительной информации. Она объединила в единую информационную сеть измерительные пункты, машинные комплексы вычислительного центра, автоматизированные места анализа и оценки, командные пункты. Новые технологии с использованием спутниковых каналов связи, уникальное программное обеспечение, разработанное специалистами центра, позволили в реальном времени отображать траекторию полета испытываемого изделия. За более чем 50-летнюю историю центра его личным составом были обеспечены измерениями и расчетами тысячи пусков, введены в эксплуатацию несколько поколений вычислительной и измерительной техники. 10-й Государственный научно-исследовательский испытательный полигон Сары-Шаган Является одним из основных соединений 4-го ГЦМП. Был создан в 1956 году на территории республики Казахстан. Расположен к северо-западу и западу от оз. Балхаш. Соединен трассой с полигоном Капустин Яр. В настоящее время территория полигона арендуется Министерством обороны РФ. Сары-Шаган уникален тем, что является единственным полигоном в Евразии для испытаний систем противоракетного оружия. Также значительный вклад личный состав полигона внес в испытания боевого оснащения ракет комплексов стратегического оснащения. За время существования полигона на нем испытано более 70 систем ПРО и более 20 типов противоракет. В 60-е – 80-е годы на полигоне проходили испытания систем ПРО на новых физических принципах (проекты «Терра» и «Омега» по созданию отечественных боевых лазеров).

В/ч 33763 Военнослужащие батальона охраны полигона Батальон охраны был сформирован в 1946 г. из воинов-фронтовиков. На протяжении всего существования полигона личный состав батальона решал важнейшие задачи по обеспечению охраны полигона, несению контрольно-пропускной и комендантской службы.

В/ч 33782 158-й смешанный авиаполк был образован в 1959 году. Для обеспечения испытаний летчики проводили сброс мишеней для зенитных управляемых ракет, полеты с контрольно-измерительной аппаратурой, вели поиск отделяемых частей ракет. В настоящее время полк преобразован в 35-ю отдельную смешанную эскадрилью. На ее вооружении имеются самолеты Ан-72, Ан-26 и вертолеты Ми-8. Эскдрилья базируется на военном аэродроме возле г. Знаменск (аэродром Капустин Яр).

В/ч 33901 Железнодорожный батальон был сформирован в 1968 году, однако история железнодорожников полигона началась значительно раньше, с укладки первых железнодорожных веток. Была создана целая железнодорожная сеть, соединяющая площадки полигона. Военные железнодорожники обслуживают четыре перегона (ежегодно пропускается около 50 эшелонов), осуществляют текущий ремонт железнодорожных путей и обслуживание локомотивного парка полигона, постоянное поддержание боевой готовности подвижного состава.

Середа Ян

Источники:
- в подготовке статьи использовались материалы статьи Александра ЖЕЛЕЗНЯКОВА.
- Фото из музея полигона Капустин Яр

Ссылки по теме
Хронология основных событий полигона Капустин Яр
цикл статей Виктора Антоновича об истории полигона
Испытательный полигон Эмба - справочная информация о полигоне Эмба

 


Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   
Copyright © Ян Середа, 2000-2018.

Site powered by IndigoCMS 2.5

FAQ
О проекте
Страница сгенерирована за 0.019 сек.